Трудовое обучение в 2019/2020 учебном году

Об организации профобучения

В дополнение к приложению 23 инструктивно-методического письма «Об организации в 2018/2019 учебном году образовательного процесса при изучении учебных предметов и проведении факультативных занятий при реализации образовательных программ общего среднего образования» Министерство образования сообщает следующее.

В соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 02.08.2018 № 575 реализация образовательной программы профессиональной подготовки рабочих (служащих) в рамках учебного предмета «Трудовое обучение» в X (XI) классе может осуществляться на базе учреждений общего среднего, учреждений специального образования,  учреждений профессионально-технического, среднего специального, высшего образования, учреждений дополнительного образования взрослых, учреждений дополнительного образования детей и молодежи. В этой связи можно условно определить три модели реализации данной программы для учащихся X (XI) классов:

I модель: организация занятий непосредственно в учреждениях общего среднего образования (далее – УОСО), учреждениях специального образования (далее – УСО);

II модель: организация занятий для учащихся нескольких УОСО (УСО) на базе одного УОСО (УСО) по принципу межшкольных факультативных занятий;

III модель: организация занятий на базе учреждений профессионально-технического (далее – УПТО), учреждений среднего специального образования (далее – УССО), учреждений высшего образования, учреждений дополнительного образования детей и молодежи, учреждений дополнительного образования взрослых (далее –иные учреждения образования).

Приказом Министра образования от 28.08.2018 № 669 «Об организации образовательного процесса по трудовому обучению по программе профессиональной подготовки рабочих (служащих) в X (XI) классах учреждений общего среднего и специального образования в 2018/2019 учебному году»:

определен перечень профессий рабочих (служащих) для организации образовательного процесса по трудовому обучению по программе профессиональной подготовки рабочих (служащих);

утвержден тематический план по учебному предмету «Трудовое обучение», в рамках которого реализуется образовательная программа профессиональной подготовки рабочих (служащих) для учащихся X (XI) классов учреждений общего среднего и специального образования.

Названный приказ размещен на портале Министерства образования (http://edu.gov.by/Система образования/ Общее среднее образование / 2018/2019 учебный год).

При организации трудового обучения по III модели необходимо заключить договор о профессиональной подготовке рабочего (служащего) на платной основе.

Типовая форма договора о профессиональной подготовке рабочего (служащего) на платной основе утверждена постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 21.07.2011 № 99 (в редакции от 28.04.2018 № 30).

Обращаем внимание, что в соответствии с пунктом 4 статьи 59 Кодекса Республики Беларусь об образовании договор с несовершеннолетним гражданином заключается только с письменного согласия его законного представителя.

Учитывая, что в соответствии с Законом Республики Беларусь «О дорожном движении» деятельность по подготовке водителей механических транспортных средств не рассматривается как деятельность по реализации образовательных программ, а является деятельностью в области дорожного движения, обучение учащихся Х (XI) классов профессиям «Водитель автомобиля», «Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства», как и до 2018/2019 учебного года, может осуществляться в рамках учебных часов, предусмотренных типовым учебным планом на проведение факультативных занятий.

Учащиеся, которые осваивают данные профессии, учебный предмет «Трудовое обучение» не изучают. Отметка за освоение соответствующей учебной программы не выставляется.

Организационно-управленческие вопросы

При организации трудового обучения по I модели:

  1. Приказом руководителя УОСО (УСО) необходимо утвердить:

перечень профессий рабочих (служащих), которые будут осваивать учащиеся;

состав групп с указанием класса;

список педагогических работников, которые будут осуществлять образовательный процесс по трудовому обучению;

  1. Учебный план УОСО (УСО) должен содержать учебный предмет «Трудовое обучение». В пояснительной записке к учебному плану необходимо отразить количество групп с указанием профессий;
  2. Учебный предмет «Трудовое обучение» должен быть включен в расписание учебных занятий;
  3. В классном журнале для учебного предмета «Трудовое обучение» отводятся страницы, которые оформляются в соответствии с указаниями к оформлению и ведению классных журналов.

При организации трудового обучения по II модели:

  1. Руководителям структурных подразделений районных (городских) исполнительных комитетов, местных администраций районов в городах, осуществляющих государственно-властные полномочия в сфере образования, необходимо определить УОСО (УСО), на базе которых будет организован образовательный процесс по учебному предмету «Трудовое обучение» для учащихся X (XI) классов других (конкретных) УОСО (УСО) с указанием профессий, по которым будет осуществляться профессиональная подготовка;
  2. На основании приказа структурного подразделения районного (городского) исполнительного комитета, местной администрации района в городе, осуществляющей государственно-властные полномочия в сфере образования, руководитель УОСО (УСО), из которого учащиеся направляются в другие УОСО (УСО), издает приказ, в котором утверждает:

список учащихся, для которых трудовое обучение будет организовано на базе конкретных УОСО (УСО);

список педагогических работников, которые будут осуществлять контроль за посещением занятий по учебному предмету «Трудовое обучение», за успеваемостью учащихся, оформлять классный журнал, иное;

  1. Учебный план УОСО (УСО), из которого учащиеся направляются в другие УОСО (УСО), должен содержать учебный предмет «Трудовое обучение»;
  2. В расписание учебных занятий, утвержденное руководителем УОСО (УСО), из которого учащиеся направляются в другие УОСО (УСО), должен быть включен учебный предмет «Трудовое обучение» и сделана запись о месте проведения учебных занятий;
  3. В УОСО (УСО), в котором проводятся занятия по учебному предмету «Трудовое обучение», на каждую учебную группу (учебные группы) заводится классный журнал, в котором фиксируется учет изучения учебного материала, посещения учащимися учебных занятий, текущая, промежуточная и итоговая аттестация учащихся и др. Выставляя отметку в журнал, педагогический работник обязан выставить ее в дневник учащегося;
  4. По итогам каждой учебной четверти, учебного года в соответствующее УОСО (УСО) передается ведомость отметок за учебную четверть, учебный год, заверенная руководителем учреждения образования, на базе которого организовано трудовое обучение учащихся Х (XI) классов;
  5. Педагогический работник УОСО (УСО), из которого направлены учащиеся, выставляет в сводную ведомость классного журнала отметки за учебную четверть, учебный год в соответствии с предоставленной ведомостью отметок.

При организации трудового обучения по III модели:

  1. Приказом структурного подразделения областного (Минского городского) исполнительного комитета, осуществляющего государственно-властные полномочия в сфере образования, определяются УПТО, УССО и иные учреждения образования, на базе которых будет организован образовательный процесс по учебному предмету «Трудовое обучение» для учащихся X (XI) классов с указанием профессий, по которым будет осуществляться подготовка;
  2. На основании приказа структурного подразделения областного (Минского городского) исполнительного комитета, осуществляющего государственно-властные полномочия в сфере образования, издаются приказы структурных подразделений районных (городских) исполнительных комитетов, местных администраций районов в городах, осуществляющих государственно-властные полномочия в сфере образования. В приказе определяются УОСО (УСО), для учащихся которых будет организовано трудовое обучение на базе конкретного УПТО, УССО, иных учреждений образования с указанием профессий и количества учащихся из каждого УОСО (УСО) в разрезе профессий;
  3. На основании приказа структурного подразделения районного (городского) исполнительного комитета, местной администрации района в городе, осуществляющей государственно-властные полномочия в сфере образования, руководитель УОСО (УСО) приказом утверждает:

списки учащихся, для которых трудовое обучение будет организовано на базе конкретных УПТО, УССО, иных учреждений образования;

списки педагогических работников, которые будут осуществлять контроль за посещением учебных занятий по учебному предмету «Трудовое обучение», за успеваемостью учащихся, оформлять классный журнал, иное;

  1. Учебный план УОСО (УСО) должен содержать учебный предмет «Трудовое обучение»;
  2. В расписание учебных занятий, утвержденное руководителем УОСО (УСО), должен быть включен учебный предмет «Трудовое обучение» и сделана запись о месте его проведения.

После обсуждения на республиканском семинаре 16-17 августа 2018 г. вопросов организации трудового обучения учащихся X (XIклассов УОСО (УСО) проведение учебных занятий по учебному предмету «Трудовое обучение» в УПТО, УССО, иных учреждениях образования предложено фиксировать в классном журнале.

Обращаем внимание: в УПТО, УССО, иных учреждениях образования, в которых проводятся занятия по учебному предмету «Трудовое обучение», на каждую учебную группу (учебные группы) заводится классный журнал, в котором фиксируется учет изучения учебного материала, посещения учащимися учебных занятий, текущая, промежуточная и итоговая аттестация учащихся и др. Выставляя отметку в классный журнал, педагогический работник обязан выставить ее в дневник учащегося;

  1. По итогам каждой учебной четверти, учебного года в соответствующее УОСО (УСО) передается ведомость отметок за учебную четверть, учебный год, заверенная руководителем учреждения образования, на базе которого организовано трудовое обучение учащихся Х (XI) классов;
  2. Педагогические работники УОСО (УСО) выставляют в сводную ведомость классного журнала отметки за учебную четверть, учебный год в соответствии с предоставленной ведомостью отметок.

Предоставленные в УОСО (УСО) ведомости отметок (при организации трудового обучения по II и III моделям) хранятся у классного руководителя до конца учебного года, после чего передаются заместителю директора, курирующему данное направление работы.

Расписание учебных занятий и организация питания

При организации трудового обучения по I модели

Занятия по учебному предмету «Трудовое обучение» (все 6 часов) могут стоять в расписании в один из пяти учебных дней недели или в субботу.

Занятия по учебному предмету «Трудовое обучение» могут проводиться в течение нескольких учебных дней недели. Например, 2 урока в понедельник, 4 урока в среду и т.д., в том числе и в субботу.

При организации трудового обучения по II и III моделям:

Занятия по учебному предмету «Трудовое обучение» (все 6 часов) могут стоять в расписании в один из пяти учебных дней недели или в субботу.

При проведении занятий на базе УОСО (УСО) питание должно быть организовано на базе данных УОСО (УСО).

При проведении занятий на базе УПТО, УССО и иных учреждений образования для учащихся, которые питаются за счет средств родителей, питание может быть организовано на базе данных учреждений образования. Для учащихся, которым предусмотрено бесплатное питание в соответствии с законодательством, возможна организация питания на базе близлежащих УОСО (УСО).

Занятия по учебному предмету «Трудовое обучение» могут проводиться в течение нескольких учебных дней недели. Например, 3 урока в понедельник, 3 урока в среду и т.д., в том числе и в субботу. Уроки по учебному предмету «Трудовое обучение» целесообразно поставить в расписание после уроков по иным учебным предметам. В этом случае питание учащихся может быть организовано в УОСО (УСО), в котором обучаются учащиеся.

Обращаем внимание: при проведении занятий в субботу (по всем трем моделям) должно быть организовано питание учащихся в соответствии с законодательством.

О финансировании профессиональной подготовки

Расходы на реализацию образовательной программы профессиональной подготовки рабочих (служащих) (далее – программа профессиональной подготовки) планируются в бюджетных сметах УОСО и УСО в разрезе статей, подстатей и элементов расходов бюджетной классификации также, как и расходы на реализацию образовательных программ общего среднего образования, образовательных программ специального образования и других программ, реализуемых в названных учреждениях образования.

Реализация программы профессиональной подготовки в УПТО, УССО и в иных учреждениях образования осуществляется на основе договоров о профессиональной подготовке рабочего (служащего) на платной основе.

 Оплата расходов по договорам о профессиональной подготовке рабочего (служащего) на платной основе для организации трудового обучения для лиц из числа учащихся X(XI) классов осуществляется за счет средств, предусмотренных в бюджетных сметах УОСО и УСО, иных источников, не запрещенных законодательством.

Бюджетные средства, предусмотренные на финансирование расходов по реализации программы профессиональной подготовки в УОСО и УСО, перечисляются на текущий (расчетный) банковский счет по учету средств от приносящей доходы деятельности иного учреждения образования, реализующего программу профессиональной подготовки, в соответствии с заключенным договором, по элементу расходов 10 10 08 «Прочие текущие расходы». Для этого бюджетные сметы УОСО и УСО должны быть скорректированы, так как расходы на реализацию программы профессиональной подготовки предусматриваются в разрезе подстатей и элементов бюджетной классификации.

Справочно:

Учебные часы по учебному предмету «Трудовое обучение» включаются на начало учебного года в Список педагогических работников, которым исчисляются ставки и надбавки за квалификационные категории с учетом педагогической нагрузки, утвержденный постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 25.03.2007 № 25, для определения фонда оплаты труда. При корректировке бюджетной сметы данные средства направляются на элемент расходов 10 10 08 «Прочие текущие расходы».

Этот алгоритм действует как для участников пилотного проекта по апробации нормативного финансирования учреждений общего среднего образования в 2018 году, так и всех учреждений общего среднего образования, которые с 2019 года будут финансироваться по нормативу.

В соответствии с законодательством органы местного самоуправления вправе увеличивать объемы бюджетных средств на общее среднее образование, рассчитанные с применением норматива. Аналогичная норма предусмотрена в проекте постановления Правительства о переводе учреждений общего среднего образования на нормативное финансирование.

Стоимость услуги при реализации программы профессиональной подготовки для слушателей из числа учащихся УОСО и УСО в иных учреждениях образования определяется иным учреждением образования в соответствии со сметой затрат на реализацию указанной программы по подстатьям расходов:

заработная плата рабочих и служащих;

взносы (отчисления) на социальное страхование;

оплата коммунальных услуг; 

приобретение предметов снабжения и расходных материалов и др.

Размер затрат определяется на основании норм и нормативов, установленных для бюджетных организаций, при их отсутствии – на основании экономически обоснованных норм и нормативов, утверждаемых руководителем данного государственного учреждения образования (в котором обучается слушатель), если иное не установлено законодательством.

Стоимость услуги формируется без учета рентабельности.

При реализации программы профессиональной подготовки в УОСО в штат данных учреждений вводится штатная численность учителей и мастеров производственного обучения учреждения образования (далее – мастер производственного обучения) в соответствии с постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 24.04.2013 № 22 «О типовых штатах и нормативах численности работников отдельных учреждений общего среднего и специального образования» (далее – постановление № 22).

Штатная численность учителей вводится для осуществления теоретического обучения на основании часов учебного плана, количества групп и нормы педагогической нагрузки за ставку в неделю.

Штатная численность мастеров производственного обучения вводится для производственного обучения согласно постановлению № 22 (пункт 22 таблицы 1, пункт 19 таблицы 2) в зависимости от получаемой профессии:

при реализации программы профессиональной подготовки по основам компьютерной машинописи и делопроизводству – из расчета 0,25 штатной единицы на одну учебную группу;

при реализации программы профессиональной подготовки по другим профессиям – из расчета 900 часов производственного обучения в год, предусмотренного учебным планом учреждения образования по профессии на одну штатную единицу.

При реализации программы профессиональной подготовки в УПТО и УССО в штатное расписание данных учреждений вводится численность преподавателей и мастеров производственного обучения на основании постановлений Министерства образования Республики Беларусь от 25.05.2015 № 43 «О типовых штатах и нормативах численности работников учреждений профессионально-технического образования» и от 01.07.2016 № 54 «О типовых штатах и нормативах численности работников учреждений среднего специального образования» соответственно за счет средств, перечисляемых по договорам о профессиональной подготовке на платной основе (внебюджетных средств).

Штатная численность преподавателей вводится для осуществления теоретического обучения на основании часов учебного плана, количества групп и нормы педагогической нагрузки за ставку в год.

Штатная численность мастеров производственного обучения вводится из расчета 900 часов производственного обучения в год в группах при реализации образовательных программ профессиональной подготовки на одну штатную единицу (за исключением подготовки водителей механических транспортных средств).

При реализации программы профессиональной подготовки в учреждении дополнительного образования детей и молодежи штатная численность учителей (преподавателей) и мастеров производственного обучения вводится дополнительно за счет внебюджетных средств. Расчет дополнительной штатной численности вышеперечисленных работников можно осуществить по нормам типовых штатов УПТО.

При организации в учреждении образования деятельности по подготовке водителей механических транспортных средств вводится штатная численность мастеров производственного обучения управлению механическим транспортным средством из расчета 1400 часов производственного обучения в год на одну штатную единицу.

Оплата труда вышеперечисленных работников, содержащихся за счет внебюджетных средств, осуществляется согласно таблицам 1, 2 и 31 приложения 3 к постановлению Министерства труда Республики Беларусь от 21.01.2000 № 6 (далее – постановление № 6).

Министерством образования внесены соответствующие предложения о внесении дополнений в постановление № 6 в части определения условий оплаты труда мастеров производственного обучения в учреждениях дополнительного образования детей и молодежи.

         При определении тарифных разрядов и коэффициентов руководителей иных учреждений образования, на базе которых осуществляется профессиональная подготовка учащихся Х классов, численность учащихся Х классов включается в число обучающихся этих учреждений по состоянию на 1 января с коэффициентом 0,25.

На основании пункта 12 постановления Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 02.01.2012 № 1 «Об утверждении Общих положений Единого квалификационного справочника должностей служащих» на должность мастера производственного обучения в учреждение образования может быть принят работник, имеющий общее среднее или профессионально-техническое образование. Оплата труда ему производится на основании таблицы 31 постановления № 6.

свернуть

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПРИ ИЗУЧЕНИИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ» В X КЛАССЕ

  1. Общие положения

С 2018/2019 учебного года в учреждениях общего среднего образования (далее – УОСО) и учреждениях специального образования (далее – УСО) для учащихся X классов, изучающих все учебные предметы на базовом уровне, введен учебный предмет «Трудовое обучение». В рамках данного учебного предмета в объеме 6 часов в неделю реализуется образовательная программа профессиональной подготовки рабочих (служащих), которая направлена на освоение учащимися профессий рабочих (служащих), повышение их социальной защищенности на рынке труда, формирование положительной мотивации к продолжению профессионального образования.

Образовательный процесс при реализации образовательной программы профессиональной подготовки рабочих (служащих) осуществляется за счет учебных часов, которые определены учебным планом УОСО или УСО для учебного предмета «Трудовое обучение».

Основной целью трудового обучения учащихся III ступени общего среднего образования является предоставление им возможности получить первичные навыки по определенной профессии и убедиться в правильности своего профессионального выбора, а учреждениям профессионально-технического образования (далее – УПТО) и учреждениям среднего специального образования (далее – УССО) – получить подготовленных абитуриентов.

Профессиональное обучение учащихся Х классов УОСО и УСО может быть организовано на базе УОСО, УСО, УПТО, УССО, учреждений высшего образования (далее – УВО), дополнительного образования взрослых, дополнительного образования детей и молодежи, в которых есть условия для получения профессиональной подготовки.

 

  1. Нормативное правовое регулирование

В дополнение к нормативным правовым актам, указанным в общей части инструктивно-методического письма, следует руководствоваться следующими нормативными правовыми актами:

  1. Концепцией развития профессиональной ориентации молодежи в Республике Беларусь, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, Министерства экономики Республики Беларусь, Министерства образования Республики Беларусь от 31.03.2014 № 15/27/23;
  2. Положением о непрерывном профессиональном обучении по профессиям рабочих, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.07.2011 № 954;
  3. Положением об учреждении профессионально-технического образования, утвержденным постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 05.08.2011 № 216;
  4. Положением об учреждении среднего специального образования, утвержденным постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 22.07.2011 № 106;
  5. Постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30.03.2004 № 34 «Об утверждении общих положений Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих»;
  6. Постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 28.04.2001 № 53 «Выпуск 28 Единого квалификационного справочника должностей служащих «Должности служащих, занятых в образовании» (далее – Выпуск 28 ЕКСД);
  7. Постановлением Министерства образования Республики Беларусь, Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30.01.2018 № 7/14 «Об установлении перечня профессий для подготовки рабочих»;
  8. Приказом Министра образования Республики Беларусь от 24.05.2018 № 420 «О разработке учебных программ факультативных занятий по основам выбора профессии для учащихся учреждений общего среднего образования».

Перечисленные нормативные правовые акты размещены на республиканском портале «Профессиональное образование» (http://ripo.unibel.by/index.php?id=1) и национальном образовательном портале (www.adu.by).

 

  • Квалификационные требования к педагогическим работникам

При организации преподавания учебного предмета «Трудовое обучение» квалификационные требования по каждой из должностей служащих, занятых в образовании, отражены в Выпуске 28 ЕКСД и в Положении о непрерывном профессиональном обучении по профессиям рабочих, утвержденном постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.07.2011 № 954.

Повышение квалификации педагогических работников учреждений образования, которые обеспечивают реализацию образовательной программы профессиональной подготовки рабочих (служащих), направленной на освоение учащимися Х классов отдельных профессий, а также проводят факультативные занятия по основам выбора профессии, будет организовано учреждением образования «Республиканский институт профессионального образования», Государственным учреждением образования «Академия последипломного образования», структурными подразделениями областных (Минского городского) исполнительных комитетов, осуществляющими государственно-властные полномочия в сфере образования.

На региональном уровне необходимо организовать постоянное методическое сопровождение образовательного процесса по учебному предмету «Трудовое обучение» в Х классе через систему непрерывного повышения квалификации, максимально используя резервы областных и Минского городского институтов развития образования, районных (городских) учебно-методических кабинетов, районных (городских) учебно-методических центров профессионального образования.

 

  1. Содержание и организация образовательного процесса

В соответствии с законодательством в сфере образования в УОСО и УСО может осуществляться профессиональная подготовка учащихся посредством реализации образовательной программы профессиональной подготовки рабочих (служащих).

В случаях, когда для полного освоения содержания образовательной программы профессиональной подготовки рабочих (служащих) с присвоением квалификации рабочего (служащего) выделяемых учебных часов недостаточно, для учащихся X классов УОСО и УСО может быть организована реализация данной образовательной программы без присвоения квалификационного разряда (класса, категории) по профессии, что не предполагает в дальнейшем выдачу свидетельства уставленного образца (далее – допрофессиональная подготовка).

Если учащийся имеет медицинские противопоказания или ограничения при освоении конкретной образовательной программы профессиональной подготовки рабочих (служащих), реализуемой в учреждении образования, и отсутствует возможность предоставить ему право выбора иной образовательной программы профессиональной подготовки рабочих (служащих), то на основании медицинского заключения учащийся освобождается от изучения учебного предмета «Трудовое обучение».

Руководитель учреждения образования, на базе которого организован образовательный процесс по допрофессиональной и (или) профессиональной подготовке, издает приказ о зачислении учащихся УОСО и УСО в соответствующие учебные группы для освоения содержания допрофессиональной подготовки и (или) образовательной программы профессиональной подготовки рабочих (служащих) на начало текущего учебного года.

Образовательный процесс при реализации образовательной программы профессиональной подготовки рабочих (служащих) осуществляется в учебных группах, наполняемость которых в соответствии с частью 2 пункта 4 статьи 250 Кодекса об образовании не должна превышать 20 слушателей.

Организация образовательного процесса по допрофессиональной и профессиональной подготовке для учащихся УОСО и УСО в пределах учебного года организуется по четвертям.

Допрофессиональная и профессиональная подготовка возможна на протяжении шестидневной рабочей недели. При составлении расписания учебных занятий необходимо тщательно продумывать вопросы, связанные с обеспечением равномерной нагрузки в течение учебной недели и учебного года, недопустимостью увеличения продолжительности учебных занятий во все дни недели.

Перевод учащихся, осваивающих образовательную программу профессиональной подготовки рабочих (служащих), с одной профессии на другую может осуществляться на протяжении первой четверти первого года обучения, в исключительных случаях – на протяжении первого полугодия.

Примерный перечень профессий рабочих (служащих) для профессиональной подготовки учащихся УОСО с возможностью присвоения разряда по профессии размещен на сайте учреждения образования «Республиканский институт профессионального образования» (далее – РИПО) (http://ripo.unibel.by/index.php?id=1/ Республиканский портал «Профессиональное образование» – Центр научно-методического обеспечения профессионального образования – Допрофессиональная и профессиональная подготовка школьников – Примерный перечень профессий рабочих (служащих) для профессиональной подготовки школьников).

Образовательный процесс при организации допрофессиональной и профессиональной подготовки для учащихся УОСО и УСО организуется в соответствии с учебными программами, утверждаемыми Министерством образования Республики Беларусь в установленном законодательством Республики Беларусь порядке, которые размещены на республиканском портале «Профессиональное образование» (http://ripo.unibel.by/index.php?id=1) и национальном образовательном портале (www.adu.by).

Учреждения образования могут самостоятельно разрабатывать программы профессиональной подготовки и утверждать их в установленном порядке. При разработке содержания учебных программ рекомендуется использовать типовые учебные программы по специальностям профессионально-технического образования, утвержденные Министерством образования Республики Беларусь.

В соответствии с пунктом 5 статьи 255 Кодекса об образовании учебный план учреждения образования по профессии и учебные программы по учебным дисциплинам, в том числе и по производственному обучению, утверждаются руководителем учреждения образования.

Домашние задания по учебному предмету «Трудовое обучение» в Х классе не задаются.

 

  1. Особенности обучения учащихся Х-ХI классов УОСО профессиям «Водитель автомобиля», «Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства»

Обучение учащихся Х-ХI классов УОСО профессии «Водитель автомобиля» следует осуществлять по единой программе подготовки водителей механических транспортных средств категории «В», единой программе подготовки водителей механических транспортных средств категории «С», единой программе подготовки водителей механических транспортных средств категории «В» и «С», утвержденным постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 23.10.2012 № 47 (в ред. постановления Минтранса от 04.12.2014 №41).

Подготовку учащихся по профессии «Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства» необходимо организовывать по учебному плану и программе подготовки «Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства», утвержденной 26.03.2010 Министерством образования Республики Беларусь по согласованию с Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь.

В случаях использования единой программы подготовки водителей механических транспортных средств категории «В», единой программы подготовки водителей механических транспортных средств категории «С», единой программы подготовки водителей механических транспортных средств категории «В» и «С», программы подготовки водителей колесных тракторов категории «А» учредителем выделяются учебные часы на проведение практических учебных занятий по учебным дисциплинам «Вождение тракторов», «Вождение автомобиля», что определено типовыми учебными планами по профессиям «Водитель колесных тракторов категории «А», «Водитель механических транспортных средств категории «В» и «С» при реализации образовательной программы профессиональной подготовки рабочих (служащих)» (пункт 77 Положения об учреждении общего среднего образования).

Обращаем внимание, что Законом Республики Беларусь от 05.01.2008 № 313-З «О дорожном движении» деятельность по подготовке водителей механических транспортных средств не рассматривается как деятельность по реализации образовательных программ, а является деятельностью в области дорожного движения.

Лицам, прошедшим подготовку квалификации водителей механических транспортных средств (за исключением колесных тракторов), выдается свидетельство, форма которого утверждена постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 31.05.2013 № 14 «Об установлении формы свидетельства о подготовке, переподготовке водителей механических транспортных средств (за исключением колесных тракторов)».

 

  1. Аттестация учащихся учреждений общего среднего и специального образования при реализации образовательной программы профессиональной подготовки рабочих (служащих)

При освоении образовательной программы профессиональной подготовки рабочих (служащих) в рамках учебного предмета «Трудовое обучение» учащиеся Х-ХI (ХII) классов проходят текущую, промежуточную и итоговую аттестацию с выставлением отметок в баллах.

В случае организации образовательного процесса по учебному предмету «Трудовое обучение» непосредственно в УОСО и УСО в классном журнале отводятся страницы, которые оформляются в соответствии с указаниями к оформлению и ведению классного журнала. Выставляя отметку в классный журнал, учитель обязан выставить ее в дневник учащегося.

В случае организации допрофессиональной и (или) профессиональной подготовки учащихся УОСО и УСО на базе УПТО, УССО, УВО, учреждений дополнительного образования взрослых, дополнительного образования детей и молодежи учет изучения содержания учебного материала, посещения учащимися учебных занятий, текущая, промежуточная и итоговая аттестация учащихся и др. фиксируется в журналах теоретического и производственного обучения преподавателем (мастером производственного обучения) на протяжении всего периода обучения и заполняется в соответствии с правилами ведения журналов (на русском или на белорусском языке). Выставляя отметку в журнал, преподаватель (мастер производственного обучения) обязан выставить ее в дневник учащегося.

По итогам каждой учебной четверти, учебного года в соответствующее УОСО и УСО передается выписка отметок за учебную четверть, учебный год, заверенная руководителем учреждения образования, на базе которого организована допрофессиональная и (или) профессиональная подготовка учащихся Х классов. Классный руководитель УОСО и УСО выставляет в сводную ведомость классного журнала отметки за учебную четверть, учебный год в соответствии с предоставленной ведомостью.

В случае организации допрофессиональной и (или) профессиональной подготовки учащихся нескольких УОСО и УСО на базе одного УОСО (по принципу межшкольных факультативов) на каждую учебную группу (учебные группы) заводится классный журнал, в котором фиксируется учет изучения содержания учебного материала, посещения учащимися учебных занятий, текущая, промежуточная и итоговая аттестация учащихся и др. Выставляя отметку в журнал, педагогический работник обязан выставить ее в дневник учащегося.

По итогам каждой учебной четверти, учебного года в соответствующее УОСО и УСО передается выписка отметок за учебную четверть, учебный год, заверенная руководителем учреждения образования, на базе которого организована допрофессиональная и (или) профессиональная подготовка учащихся Х классов. Классный руководитель УОСО и УСО выставляет в сводную ведомость классного журнала отметки за учебную четверть, учебный год в соответствии с предоставленной ведомостью.

Освоение учащимися УОСО и УСО образовательной программы профессиональной подготовки рабочих (служащих) может завершаться сдачей ими квалификационного экзамена, который проводится в период, определяемый руководителем учреждения образования, на базе которого осуществляется профессиональная подготовка учащихся, по согласованию (при необходимости) с УОСО или УСО, но не позднее, чем за две недели до начала выпускных экзаменов по учебным предметам в УОСО.

Учащимся УОСО и УСО, успешно прошедшим итоговую аттестацию при освоении содержания образовательной программы профессиональной подготовки рабочих (служащих), присваивается квалификационный разряд (класс, категория) по профессии рабочего, должности служащего и выдается свидетельство установленного образца о присвоении квалификационного разряда (класса, категории) по профессии.

Отметка по учебному предмету «Трудовое обучение» с 2019/2020 учебного года будет вноситься в аттестат об общем среднем образовании.

В соответствии с Кодексом об образовании документом, подтверждающим присвоение квалификационного разряда (класса, категории) по профессии, является свидетельство установленного образца. Образец данного документа утвержден постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 27.07.2011 № 194 «О документах об образовании, приложениях к ним, золотой, серебряной медалях и документах об обучении».

 

свернуть

Учебная программа профессиональной подготовки по профессии "Социальный работник"

Учебная программа

профессиональной подготовки рабочих (служащих) для учащихся

X-XI (XII) классов учреждений общего среднего и специального образования, реализуемая в рамках учебного предмета «Трудовое обучение» по профессии «Социальный работник»

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

         В результате усвоения содержания учебной программы учащиеся должны:

         - понимать сущность, порядок, правила и способы осуществления социального патронажа, требования по охране труда и основы экологии и охраны окружающей среды при выполнении работ; основы этики и психологии, способы и правила установлении комфортных деловых межличностных отношений с одинокими престарелыми и нетрудоспособными гражданами;

         - самостоятельно подбирать материалы и средства, применяемые при осуществлении социального патронажа, для ремонта жилых помещений, предметы ухода за больными;

         - применять виды и формы социальных услуг, предоставляемых учреждениями социального обслуживания при оказании социальной помощи;

         - знать нормативные правовые акты;

         - знать о правила эксплуатации бытовых приборов, физические и психологические особенности возраста, здоровья в практической деятельности.

         В процессе освоения учебной программы необходимо создать условие:

         - для воспитания ответственности за соблюдение трудовой дисциплины, доброжелательности, сдержанности, корректности, тактичности, заботливости;

         - для развития склонности к анализу производственных ситуаций, быстрой адаптации к изменившейся ситуации, умения предвидеть результаты деятельности.

         Данная учебная программа предназначена для реализаций образовательной программы профессиональной подготовки рабочих (служащих) для X-XI(XII) классов учреждений общего среднего и специального образования в рамках учебного предмета «Трудовое обучение» по профессии «Социальный работник» предусматривается проведение практических, лабораторно-практических работ.

         В процессе осуществления образовательного процесса при усвоении содержания учебной программы следует учитывать межпредметные связи с обществоведением, производственным обучением, и внутрипредметные связи между отдельными темами учебной программы.

Производственное обучение осуществляется в учебной мастерской, а производственная практика – в условиях организации, предоставляющей социальные услуги.

Тематический план

         учебной программы ГУО «Средняя школа д. Большие Радваничи», реализующего образовательную программу профессиональной подготовки рабочих (служащих) для учащихся X-XI (XII) классов учреждения общего среднего и специального образования в рамках учебного предмета «Трудовое обучение» по профессии «Социальный работник».

Наименование раздела, темы

Количество часов

Раздел 1. Теоретическое обучение

112

1.1. Основы социальной геронтологии

18

1.2. Медицинская подготовка по уходу за одинокими, престарелыми и нетрудоспособными гражданами

18

1.3. Специальная подготовка

44

1.4. Охрана труда

10

1.5. Экономические основы социальной работы

4

1.6. Охрана окружающей среды

4

1.7. Этика и психология деловых отношений

4

1.8. Информационные технологии

6

1.9. Основы права

4

Раздел 2. Производственное обучение

300

Производственная практика

120

Раздел 3. Консультации   

2

Раздел 4. Квалификационный экзамен  

6

Итого:

420

 

Пояснения к тематическому плану

  1. Тематический план учебной программы учреждения образования ГУО «Средняя школа д. Большие Радваничи», реализующего образовательную программу профессиональной подготовки рабочих (служащих) для учащихся X–XI(XII) классов учреждений общего среднего и специального образования в рамках учебного предмета «Трудовое обучение» по профессии «Социальный работник» составлен на основе:

– тематического плана  по  учебному  предмету  «Трудовое  обучение» для реализации образовательной программы профессиональной подготовки учащихся  X-XI(XII) классов учреждений  общего среднего образования  и специального образования по профессии рабочего (служащего), утвержденного приказом Министра образования Республики Беларусь от 28.08.2018 № 669;

– сборника учебно-программной документации для реализации  образовательных программ профессионально-технического образования по специальности «Социальная работа» (квалификация «Социальный работник»); 

– типовых учебных программ по учебным предметам «Основы экономики», «Охрана труда», «Психология и этика деловых  отношений»,  «Охрана окружающей среды», «Прикладная информатика», используемых для реализации образовательной программы профессионально-технического образования.

  1. Объем обязательной учебной нагрузки – 6 учебных часов в неделю.
  2. Производственное обучение чередуется с теоретическим обучением.
  3. Производственная практика проводится в XI(XII) классе после завершения теоретического и производственного обучения.

Тема 1.1. Основы социальной геронтологии

Подтема 1.1.1. Введение. Характеристика процесса старения человека

         Геронтология ее сущность и содержание. Основные категории и понятия. Возрастные периоды жизни человека. Медико-биологические, психолого-ориентированные, социальные механизмы старения. Естественное и патологическое старение. Продолжительность жизни человека. Долгожительство как биологический и социальный феномен. 

Требования к результатам учебной деятельности учащихся

         В результате усвоения содержания подтемы учащийся должен:

         - понимать сущность и содержание науки «Геронтология»;

         - представлять возрастные периоды жизни человека, концепциях и механизмах старения;

         - излагать общие сведения о продолжительности жизни человека, долгожительстве.

 

Подтема 1.1.2. Особенности состояния здоровья граждан пожилого возраста

         Возрастные особенности изменения человека в пожилом возрасте. Основные группы заболеваний пожилых людей, влияние заболеваний на степени подвижности. Основные формы оказания помощи пожилым людям: кинезотерапия, физиотерапия и водные процедуры, фармакотерипия, рациональное питание, психотерапия, эрготерапия, ревитализация.

Требования к результатам учебной деятельности учащихся

         В результате усвоения содержания подтемы учащийся должен уметь:

         - описывать основные группы заболеваний пожилых людей, влияние заболеваний на степень подвижности;

         - знать основные формы оказания помощи пожилым людям.

 

Подтема 1.1.3. Социальная профилактика старения

         Старение человека: физическое, психическое, экономическое, социальное, физиологическое, патологическое. Стресс и старение. Значение здорового образа жизни. Санитария и гигиена в профилактике старения.

         Социальный статус пожилых людей.  Особенности положения пожилых людей в семье, на рынке труда. Особенности экономического статуса в пожилом и старческом возрасте. Проблемы прекращения трудовой деятельности.

Требования к результатам учебной деятельности учащихся

         В результате усвоения содержания подтемы учащийся должен:

         - владеть основами знаний о психологических и возрастных особенностях пожилых людей, определять виды старения человека;

         - объяснять значение здорового образа жизни человека, санитарии и гигиены в профилактике старения;

         - понимать особенности состояния здоровья граждан пожилого возраста; социальной профилактики старости, положения пожилых людей в семье, на рынке труда.

 

Тема 1.2. Медицинская подготовка по уходу за одинокими,

 престарелыми и нетрудоспособными гражданами

Подтема 1.2.1. Первая доврачебная помощь

Первая доврачебная помощь и способы ее оказания:

– при обмороке, потере сознания, травматическом шоке;

– кровотечениях;

– закрытых травмах и переломах;

– ожогах;

– солнечном и тепловом ударах;

– отморожениях и замерзаниях;

– отравлениях (пищевых, химических);

– укусах животных и насекомых;

          – поражении электрическим током.

Требования к результатам учебной деятельности учащихся

В результате усвоения содержания подтемы учащийся должен уметь объяснять правила и способы оказания первой доврачебной по­мощи при:

- обмороке, потере сознания, травматическом шоке;

-  кровотечениях;

-  закрытых травмах и переломах;

-  ожогах;

-  солнечном и тепловом ударах;

-  отморожениях и замерзаниях;

-  отравлениях (пищевых, химических);

-  укусах животных и насекомых;

-  поражении электрическим током.

Подтема 1.2.2. Гигиенические условия для больного

Содержание комнаты больного: освещенность, температура воздуха, проветривание, уборка.

Особенности режима больного. Предметы личной гигиены и правила их содержания. Правила ухода за полостью рта, полостью носа, глазами, кожей, волосами.

Причины возникновения пролежней, симптомы, методы лечения, меры профилактики.

Требования к результатам учебной деятельности учащихся

      В результате усвоения содержания подтемы учащийся сможет:

- объяснять значение правильного содержания комнаты больного, освещенности, температуры воздуха, проветривания, уборки;

- объяснять особенности режима больного;

- описывать предметы личной гигиены и  правила их содержания;

- излагать основные правила ухода за полостью рта, полостью носа, глазами, кожей, волосами;

- называть  причины возникновения пролежней, применять  методы лечения пролежней, меры профилактики.

Подтема 1.2.3. Лекарственные средства

Классификация лекарственных средств. Лекарственная терапия: симптоматическая, заместительная. Реакция организма на лекарственные средства в зависимости от пола, возраста, массы тела, индивидуальной чувствительности. Значение питания во время применения лекарственных средств. Правила приобретения и хранения лекарственных средств. Комплектование домашней аптечки.

Требования к результатам учебной деятельности учащихся

         В результате усвоения содержания подтемы учащийся сможет:

      - излагать классификацию лекарственных средств;

- излагать виды лекарственной терапии: симптоматическую, заместительную.

- описывать реакцию организма на лекарственные средства в зависимости от пола, возраста, массы тела, индивидуальной чув­ствительности;

- объяснять значение питания во время применения лекарственных веществ.

- уметь комплектовать домашнюю аптечку.

 

Тема 1.3. Специальная подготовка

Подтема 1.3.1 Социальный патронаж

         Содержание и организация социального патронажа. Государственная социальная политика по предоставлению гражданами пожилого возраста и инвалидам необходимого комплекса социальных услуг. Планирование мероприятий при обслуживании одиноких престарелых и нетрудоспособных граждан на дому в зависимости от степени утраты способностей к самообслуживанию и характера нуждаемости в услугах. Документы учета и контроля работы социального работника. Подбор вещей для ремонта, сдачи в химчистку, прачечную. Сдача вещей в ремонт, химчистку, прачечную. Требования к оформлению документов на выполненные услуги (дневник учета работы социального работника, ежемесячный отчет о работе за месяц, отчет об израсходованных денежных средствах, записи в журнале учета выполняемых услуг).

Требования к результатам учебной деятельности учащихся

         В результате усвоения содержания подтемы учащийся сможет:

         - высказывать общие суждения о социальном патронаже, назначение и содержание основных видов социального патронажа;

         - описывать государственное обеспечение;

         - объяснять значение планирования мероприятий при обслуживании одиноких, престарелых и нетрудоспособных граждан на дому в зависимости от степени утраты способности к самообслуживанию

         - объяснять требования к оформлению документов на выполненные услуги (дневник учета работы социального работника, ежемесячный отчет о работе за месяц, отчет об израсходованных денежных средствах, записи в журнале учета выполняемых услуг).

 

Подтема 1.3.2 Благоустройство квартиры

         Планировка, интерьер. Мебель и декоративное убранство. Освещение квартиры. Гигиена жилища. Товары бытовой химии. Уход за полом (паркет, дощатый, линолеум). Уход за мебелью. Кухня. Санитарные комнаты. Уход за предметами быта. Чистка ковров, люстр, абажуров, книг. Чистка изделий из мрамора, золота, серебра, хрусталя, стекла. Текущий ремонт квартиры. Инструменты и приспособления для ремонта. Оклейка обоями.

         Требования к результатам учебной деятельности учащихся

         В результате усвоения содержания подтемы учащийся сможет:

         - излагать правила благоустройства квартиры, методику ухода за предметами быта;

- описывать правила гигиены жилища, методику ухода за предметами быта, технологию ремонта квартиры.

 

Подтема 1.3.3 Уход за одеждой, обувью

         Рабочая и нарядная одежда. Одежда для дома. Характеристика тканей. Определение и вида волокна. Уход за одеждой и текстильными изделиями домашнего обихода. Стирка, классификация моющих средств. Отбеливание. Аппретирование. Глажение. Чистка одежды и изделий различного назначения (меховые изделия, бархат, замш, фетр). Уход за обувью.

 

Требования к результатам учебной деятельности учащихся

         В результате усвоения содержания подтемы учащийся сможет:

         - определять вид волокна;

         - излагать правила ухода за одеждой и обувью.

 

Подтема 1.3.4 Приготовление пищи

         Способы мойки и очистки овощей, их характеристика. Особенности очистки клубных плодов, капустных, луковых, зеленых овощей в зависимости от кулинарного использования. Обработка плодов и ягод. Нарезка корнеплодов простыми формами. Условия хранения и сроки годности очищенных овощей. Значение овощных блюд и гарниров в питании. Блюда и гарниры из отварных овощей и жареных овощей, приготовление, требование к качеству. Ассортимент, признаки доброкачественности, условия и сроки хранения рыбы и рыбных продуктов. Способы оттаивания мороженой рыбы и способы вымачивания соленой рыбы. Обработка бесчешуйчатой рыбы и способы нарезки в зависимости от кулинарной обработки. Особенности обработки чешуйчатой рыбы с костным скелетом в зависимости от кулинарного использования. Приготовление рыбной котлетной массы. Ассортимент, признаки доброкачественности, условия и сроки хранения мяса и мясных продуктов. Общие правила варки и жарки основным способом мяса, птицы, изделий из котлетной массы. Ассортимент блюд из яиц и творога. Первичная обработка яиц. Способы и правил варки яиц. Использование и подача варенных яиц. Требование к качеству блюд из яиц и творога, условия и сроки годности. Особенности приготовления диетических блюд.

 

Требования к результатам учебной деятельности учащихся

         В результате усвоения содержания подтемы учащийся сможет:

- объяснять способы мойки и очистки овощей, особенности очистки клубнеплодов, капустных, луковых и зеленых овощей в зависимости от кулинарного использования;

- описывать приемы обработки плодов и ягод, нарезки корнеплодов простыми формами, условия хранения и сроки годности очищенных овощей;

- описывать ассортимент, признаки доброкачественности, условия и сроки хранения рыбы и рыбных продуктов;

- объяснять технологические процессы обработки рыбы и приготовления рыбной котлетной массы;

- описывать ассортимент, признаки доброкачественности, условия и сроки хранения мяса и мясных продуктов;

- описывать способы обработки мясного сырья и приготовление котлетной массы;

- излагать способы варки и жарки, технологию приготовления блюд из творога и яиц, требования к их качеству, условия и сроки годности;

- высказывать общее суждение об особенностях приготовления диетических блюд.

 

Подтема 1.3.5 Комнатное цветоводство и растениеводство

         Значение комнатных растений: их эстетическая, психологическая и санитарная функции. Целебные растения в доме. Особенности содержания декоративных растений в квартире. Световые условия. Тепловой режим. Воздушный режим. Водный режим. Уход за комнатными растениями (пересадка, перевалка, прищипка, обрезка и омоложение).

Требования к результатам учебной деятельности учащихся

         В результате усвоения содержания подтемы учащийся сможет:

         - объяснять значение комнатных растений формирования интерьера и микроклимата в жилых помещениях;

         - описывать возможности их использования в лечебных целях;

         - знать особенности содержания декоративных растений в квартире.

Подтема 1.3.6 Организация досуга

Организация культурно-досуговой деятельности с больными детьми и инвалидами. Формы и методы социокультурной реабилитации. Организация культурно-досуговой деятельности и отдыха с людьми пожилого возраста.

Требования к результатам учебной деятельности учащихся

         В результате усвоения содержания подтемы учащийся сможет:

         - описывать формы и методы социокультурной реабилитации;

         - организовывать досуг клиентов с учетом их физических и интеллектуальных возможностей.

 

Тема 1.4. Охрана труда

Подтема 1.4.1. Определение и содержание охраны труда социального работника

         Общие требования охраны труда социального работника. Требования охраны труда перед началом работы, при выполнении работы, при аварийных ситуациях по окончании работы. Правила организации рабочего места. Права и обязанности социальных работников по охране труда. Виды инструктажей: вводный, первичный инструктаж на рабочем месте, повторный, внеплановый, целевой. Их назначение и содержание. Травмы и заболевания.

Требования к результатам учебной деятельности учащихся

         В результате усвоения содержания подтемы учащийся сможет:

         - высказывать общие суждения об основных аспектах охраны труды;

         - объяснять права и обязанности работников по охране труда;

         - описать виды и порядок проведения инструктажей;

         - определять условия безопасной жизнедеятельности и профилактики травматизма на дому у обслуживаемых граждан.

Подтема 1.4.2. Основы гигиены труда и производственной  санитарии

         Физиолого-гигиенические основы трудового процесса. Гигиена умственного и физического труда. Понятие об утомляемости. Режим работы, его ритм и темп. Снижение зрительной и физической утомляемости социального работника.

Требования к результатам учебной деятельности учащихся

         В результате усвоения содержания подтемы учащийся сможет:

         - представлять особенности гигиены умственного и физического труда;

         - организовывать режим работы, его ритм и темп.

 

Подтема 1.4.3. Общие требования электробезопасности в быту

         Общие требования безопасности при работе с бытовыми электроприборами, с ручными инструментами, оборудованием, отопительными приборами, печным и газовым отоплением.

 

Требования к результатам учебной деятельности учащихся

         В результате усвоения содержания подтемы учащийся сможет излагать требования безопасности при работе с бытовыми электроприборами, с ручными инструментами, оборудованием, отопительными приборами, печным и газовым отоплением.

 

Подтема 1.4.4. Пожарная безопасность

         Основы пожарной безопасности. Причины пожаров в быту. Классификация бытовых приборов и техники, печного отопления и их пожара и взрывоопасности. Вещества и средства пожаротушений, их характеристика. Правила пожарной безопасности

Требования к результатам учебной деятельности учащихся

         В результате усвоения содержания подтемы учащийся сможет:

- объяснять причины пожаров в быту, особенности классификации бытовых приборов и техники, печного отопления и их пожара и взрывоопасности;

- описывать вещества и средства пожаротушения;

- излагать правила пожарной безопасности.

 

Тема 1.5. Экономические основы социальной работы

Подтема 1.5.1. Бюджет семьи и планирование расходов

         Планирование расходов одиноких престарелых и нетрудоспособных граждан. Оплата социальных услуг в зависимости от социального и материального положения обслуживаемого лица. Оплата коммунальных услуг: заполнение необходимых документов, снятие показаний контрольно-измерительных приборов, проставление их значений в заполняемых бланках, оплата, возврат корешка бланка

Требования к результатам учебной деятельности учащихся

         В результате усвоения содержания подтемы учащийся сможет:

         - описывать бюджет одиноких престарелых и нетрудоспособных граждан;

         - объяснять принципы оплаты социальных услуг в зависимости от социального и материального положения обслуживаемого лица;

         - излагать  правила оплаты коммунальных услуг: заполнение необходимых документов, снятие показаний контрольно-измерительных приборов, проставление их значений в заполняемых бланках, оплата, возврат корешка бланка.

Тема 1.6. Охрана окружающей среды

Подтема 1.6.1. Антропогенное воздействие на окружающую среду

Загрязнение окружающей среды. Классификация видов загрязнения по характеру действия (химическое, физическое, биологическое), по масштабам, по устойчивости. Источники загрязнения.

Требования к результатам учебной деятельности учащихся

         В результате усвоения содержания подтемы учащийся сможет:

         - высказывать общее суждение о загрязнении окружающей среды и пути их решения;

         - классифицировать виды загрязнения по характеру действия;

- называть источники загрязнения.

 

Подтема 1.6.2. Пути решения экологических и энергетических проблем

         Энергообеспечение и энергоснабжение в быту. Энергосбережение в быту. Установка счетчиков. Применение  эффективной теплоизоляции  стен и кровли зданий, экономичных источников света и систем вентиляции и т.п. Бытовые  отходы и проблемы их утилизации.

Требования к результатам учебной деятельности учащихся

         В результате усвоения содержания подтемы учащийся сможет:

         - высказывать  общее  суждение об основных приемах энергосбережения в быту;

- называть особенности  бытовых отходов и способ их утилизации.

 

Тема 1.7. Этика и психология деловых отношений

Подтема 1.7.1. Основы психологии и профессиональной этики деловых отношений

         Значение  психологии  и  этики  деловых отношений  в профессиональной  деятельности  рабочего (служащего). Профессионально  значимые  свойства  и  качества личности рабочего (служащего).

 

Требования к результатам учебной деятельности учащихся

         В результате усвоения содержания подтемы учащийся сможет:

- высказывать общее суждение о профессиональной деятельности рабочего (служащего);

- описывать  профессионально  значимые  свойства  и  качества  личности рабочего (служащего).

 

Подтема 1.7.2. Общение как коммуникация

         Техники  и  приемы общения. Уровни общения, типовые ситуации общения. Позиции в общении, ведущие к эффективному взаимодействию. Факторы, препятствующие эффективной коммуникации.

Требования к результатам учебной деятельности учащихся

         В результате усвоения содержания подтемы учащийся сможет:

         - описывать техники,  приемы,  типовые  ситуации общения,

- называть факторы, препятствующие и способствующие  эффективному деловому общению;

- выбирать и применять способы эффективного взаимодействия.

 

Тема 1.8. Информационные технологии

Подтема 1.8.1 Использование MS Word для выполнения заданий профессиональной направленности

 

Основные приемы работы с текстовым процессором. Алгоритм редактирования и форматирования текстовых документов различными способами. Стилевое оформление текста. Структурирование текстовых документов в текстовом процессоре. Вставка нумерации, разбивка текста на разделы, создание оглавления и списка литературы. Работа с таблицами и формулами в текстовом процессоре.

Требования к результатам учебной деятельности учащихся

В результате усвоения содержания подтемы учащийся сможет:

- выполнять основные приемы работы с текстовым процессором;

- выполнять редактирование и форматирование текстовых документов различными способами;

        - создавать и структурировать текстовые документы в текстовом процессоре, выполнять добавление нумерации страниц, разбивку текста документа на разделы.

Подтема 1.8.2 Использование возможности приложения MS Excel для выполнения заданий профессиональной направленности

Технология создания электронных документов средствами табличного процессора. Создание и редактирование документов в табличном процессоре. Работа с несколькими листами. Работа со встроенными функциями в табличном процессоре. Построение и редактирование диаграмм (графического отображения данных) в табличном процессоре.

Требования к результатам учебной деятельности учащихся

В результате усвоения содержания подтемы учащийся сможет:

- описывать технологию создания электронных документов средствами табличного процессора;

- создавать и редактировать документы в табличном процессоре;

-  работать со встроенными функциями в табличном процессоре.

Подтема 1.8.3 Интернет как средство коммуникации

Работа с поисковыми серверами в сети Интернет. Использование электронной почты для передачи информации.

Требования к результатам учебной деятельности учащихся

В результате усвоения содержания подтемы учащийся сможет:

- применять поисковые системы для нахождения необходимой информации в сети Интернет;

- использовать различные программы-браузеры для навигации по сети Интернет;

- создавать и  использовать электронную почту использования для получения и передачи информации.

 

Тема 1.9. Основы права

Подтема 1.9.1 Нормативно-правовая основа деятельности социального работника

Социальная политика Республики Беларусь. Направления социальной защиты различных категорий населения. Закон РБ «О социальном обслуживании».

Требования к результатам учебной деятельности учащихся

         В результате усвоения содержания подтемы учащийся сможет:

         - объяснять социальную политику государства;

         - раскрывать направления социальной защиты различных категорий населения;

         - трактовать основные нормативные правовые акты.

 

Тема 2.1. Производственное обучение

Подтема 2.1.1. Ознакомление с объектом деятельности.

Инструктаж по охране труда и технике безопасности

Основные направления деятельности социального работника. Объекты деятельности социального работника: отделы социальной защиты, учреждения здравоохранения, общественного питания, бытового обслуживания, строительства, правозащиты. Порядок выявления одиноких престарелых и нетрудоспособных граждан, нуждающихся в социальной поддержке. Правила зачисления на надомное обслуживание. Правила ведения документации.

Требования к результатам  учебной деятельности учащихся

В  результате усвоения содержания подтемы учащийся должен:

- высказывать общие суждения об основных направлениях деятельности социального работника;

- уметь вести необходимую документацию.

 

Подтема 2.1.2. Организация и проведение мероприятий при надомном облуживании одиноких престарелых и нетрудоспособных граждан

Планы на день, неделю, месяц, сезон. Бюджет одиноких престарелых  и нетрудоспособных  граждан, их финансовые возможности. Снятие показания счетчиков. Заполнение и оформление документов по оплате коммунальных услуг. Социальные и другие льготы, предоставляемые государством  обслуживаемой категории населения. Получение медицинских препаратов по рецептам: своевременность доставки, отчетность за расходование денежных средств. Доставка на дом промышленных товаров и товаров первой необходимости: отчетность за расходование денежных средств, оформление записей в журнале учета выполняемых услуг.

Требования к результатам  учебной деятельности учащихся

В  результате усвоения содержания подтемы учащийся должен  уметь планировать, организовывать и проводить мероприятий при надомном обслуживании одиноких престарелых и нетрудоспособных граждан.

 

Подтема 2.1.3. Ведение домашнего хозяйства

Виды уборки: сухая, влажная, ежедневная, еженедельная, генеральная (сезонная), периодическая. Мытье полов, окон, батарей отопления, стен, дверей: очистка мебели от пыли. Пользование предметами бытовой химии.  Обслуживание бытовой техники и приборов: электроплит, газовых плит, чайников, телевизоров, стиральных машин, утюгов – подготовка к работе, включение, эксплуатация, выключение; холодильников, морозильников- разморозка, подготовка к работе, включение, укладка продуктов, установка температурного режима. Организация ремонта жилых помещений: связь со строительными организациями, заключения договора, разработка сметы, контроль качества работы.

Ремонт швейных изделий. Виды швов и их применение. Выполнение операций по ремонту изделий: сметывание, наметывание, обметывание. пришивание. Замена фурнитуры(крючки, петли, пуговицы). Штопка. Заплаты простые и художественные.

Требования к результатам  учебной деятельности учащихся

В  результате усвоения содержания подтемы учащийся должен:

- организовать  ведение домашнего хозяйства одиноких престарелых и нетрудоспособных граждан;

- выполнять легкий ремонт изделий.

Подтема 2.1.4. Приготовление пищи

Выполнение вспомогательных работ по приготовлению пищи: очистка, картофеля, плодов, овощей, фруктов и ягод; переработка зелени, плодов, овощей, ягод, картофеля. Нарезка овощей, подготовка к тепловой обработке. Нарезка хлеба, подготовка крупяных, макаронных изделий к тепловой обработке. Приготовление блюд, требующих простой кулинарной обработки. Подбор посуды, сервировка стола для завтра, обеда, ужина. Уборка стола, мытьё посуды.

Требования к результатам  учебной деятельности учащихся

В  результате усвоения содержания подтемы учащийся должен:

         - производить кулинарную обработку продуктов;

         - осуществлять приготовление блюд

Подтема 2.1.5. Оказание медицинский и санитарно-гигиенических услуг

         Обеспечение больного лекарственными препаратами, материалами и изделиями медицинского назначения по заключению врача. Комплектование домашней аптечки. Подача лекарственных препаратов больному. Заготовка лекарственных трав, их хранение. Создание гигиенических условий для больного: уборка комнаты, проветривание. Смена постельного и нательного белья, выполнение санитарно-гигиенических услуг. Обтирание больного. Обмывание рук, ног, тела больного. Приготовление гигиенических ванн. Стрижка ногтей. причесывание больного. Организация питания и кормление.

Требования к результатам  учебной деятельности учащихся

В  результате усвоения содержания подтемы учащийся должен оказывать медицинские и санитарно-гигиенические услуги.

Подтема 2.1.6. Выполнение медицинских процедур

         Изучение сети медицинских учреждений обслуживаемого города, района и режима их работы. Оказание первой доврачебной помощи одиноким престарелым и нетрудоспособным гражданам. Отработка приемов по измерению температуры, пульса, дыхания, артериального давления. Освоение приемов и навыков по наложению компрессов холодных, горячих и согревающих. Выработка навыков по наложению горчичников. Наложение жгута при артериальных кровотечениях. Доврачебная помощь при поражениях электрическим током. солнечных и тепловых ударов, переохлаждений. Доврачебная помощь при отравлении угарным газом, внезапной остановки сердца и прекращения дыхания.

Требования к результатам  учебной деятельности учащихся

В результате освоения содержания подтемы учащийся должен выполнять процедуры по оказанию доврачебной медицинской помощи одиноким престарелым и нетрудоспособным гражданам.

Подтема 2.1.7. Консультативно-информационные услуги

Консультирование обслуживаемых граждан по вопросам: гражданского права, права частной собственности,  дарения, завещания, продажи, сдачи в наем имущества, социального обеспечения и социального страхования, социальной защиты, опеки. Подбор правовой информации по возникающим проблемам у одиноких престарелых и нетрудоспособных граждан. Оформление документов и их представление в соответствующие органы для рассмотрения. Сопровождение обслуживаемого клиента на консультацию  юристов, психологов и других специалистов по вопросам пенсионного обеспечения и других социальных льгот.

Требования к результатам  учебной деятельности учащихся

В результате освоения содержания подтемы учащийся должен:

         - оказывать содействие в получении консультативно информационных  услуг;

         - организовать информационно-консультативные услуги;

         - соблюдать этику служебных отношений.

Подтема 2.1.8. Оказание социально-реабилитационных услуг

Установление связи с участковым врачом. Получение талона на обслуживание медицинскими специалистами узких специальностей и участковым врачом. Сопровождение больного в лечебно-профилактическое учреждение. Госпитализация больного. Посещение больного в стационарных учреждениях здравоохранения в целях морально-психологической поддержки. Организация реабилитационных мероприятий. Организация психологической помощи одиноким престарелым и нетрудоспособным гражданам. Оформление документов, санаторно-курортных карт для санаторно-курортного лечения. Оказание услуг в получении зубопротезной и протезно-ортопедической помощи. Содействие в получении технических средств реабилитации: костылей, колясок, других средств передвижения.

 

Требования к результатам  учебной деятельности учащихся

В результате освоения содержания подтемы учащийся должен оказывать социально-реабилитационные услуги одиноким престарелым и нетрудоспособным гражданам.

Подтема 2.1.9. Обработка приусадебного участка

Планирование приусадебного участка. Приобретение и подготовка семян к посеву. Посев семян. Выращивание рассады. Уход за огородными, овощными, декоративными культурами. Уборка урожая. Посадка плодовых и ягодных культур. Уход за деревьями и ягодными культурами. Хранение и переработка овощей, плодов и ягод.

Требования к результатам  учебной деятельности учащихся

В результате освоения содержания подтемы учащийся должен организовать обработку приусадебного участка, выращивание овощных и плодовых культур, уборку и хранение урожая одиноких престарелых и нетрудоспособных граждан.

Подтема 2.1.10. Организация досуга

Подбор видов досуга в зависимости от состояния и возможностей обсуживаемо категории населения. Анализ репертуара театров, экспозиции выставок, культурных мероприятий. Организация записи в библиотеку. Доставка книг, журналов, газет на дом. Организация участия обслуживаемой категории населения в работе клубов по интересам при жилищно-эксплуатационных управлениях. Организация встреч с бывшими сослуживцами, сопровождение на вечера отдыха, чествование пенсионеров и т.д. Организация мероприятий по интересам клиента.

Требования к результатам  учебной деятельности учащихся

В результате освоения содержания подтемы учащийся должен:

- организовать досуг одиноких престарелых и нетрудоспособных граждан;

- проверять качество организации проводимых мероприятий,

- обеспечивать доставку книг, журналов, газет на дом обслуживаемого клиента.

 

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

производственной практики

ГУО «Средняя школа д. Большие Радванчи»

по профессии «Социальный работник»

на ______/_________учебный год

 

Общие положения

         Объем, содержание и сроки проведения производственной практики по профессии «Социальный работник» определены тематическим планом учебной программы учреждения образования, реализующего образовательную программу профессиональной подготовки рабочих (служащих) для учащихся X-XI(XII) классов учреждений общего среднего и специального образования в рамках учебного предмета «Трудовое обучение» по профессии «Социальный работник».

         Фонд учебного времени на производственную практику составляет 120 учебных часов.

         Учащиеся проходят производственную практику в организациях, предоставляющих социальные услуги.

         Для учащихся продолжительность рабочего дня определяется Трудовым кодексом Республики Беларусь.

 

Цель и задачи производственной практики

         Целью производственной практики как заключительного периода производственного обучения является подготовка будущего работника к самостоятельной работе в организациях системы социальной защиты населения различных организационно-правовых форм.

         Основными задачами производственной практики являются:

         - закрепление и совершенствование профессиональных знаний, навыков и умений по избранной профессии;

         - умение использовать приобретенные знания в практической деятельности;

         - приобретение умений и навыков по оказанию помощи одиноким престарелым и нетрудоспособным гражданам, нуждающимся в постоянном уходе;

         - изучение методики выявления и учета одиноких престарелых и нетрудоспособных граждан;

         - формирование профессионально-значимых качеств (внимание, ответственность, аккуратность, добросовестность, доброжелательность, терпение, организованность, социальную активность);

         - воспитание у учащихся сознательной дисциплины и добросовестного отношения к труду.

 

Перечень учебно-производственных работ и их содержание

№ п/п

Содержание учебно-производственных работ

Количество учебных часов

1.

Инструктаж по охране труда: электробезопасность, правила с предметами бытовой химии, пожарная безопасность. Изучить основные направления деятельности социального работника; должностные обязанности, виды оказываемых услуг. Правила ведения документации. Порядок выявления одиноких престарелых и нетрудоспособных граждан. Правила зачисления на надомное обслуживание.

8

2.

Планирование, организация и проведение мероприятий при надомном обслуживании одиноких престарелых и нетрудоспособных граждан. Составление  планов на день, неделю, месяц. Снятие показания счетчиков. Заполнение и оформление документов на оплату коммунальных услуг. Составление дневного меню. Проверка качества выбранных продуктов и доставка на дом.  Получение в аптеках медицинских препаратов по рецептам: своевременность доставки. Доставка на дом промышленных товаров и товаров первой необходимости. Сдача и возврат вещей, предметов домашнего обихода в стирку, химчистку,  ремонт. Отчет за расходование денежных средств. Оформление записей в журнале учета. Социальные и другие льготы, предоставляемые государством. Контроль  качества работ.  Рационально организует рабочее место, соблюдает требования безопасности труда, санитарии и гигиены.

36

3.

Влажная уборка квартиры. Генеральная уборка квартиры. Пользование предметами бытовой химии. Ремонт швейных изделий.  Выполнение операций по ремонту изделий: сметывание, наметывание, пришивание. Мытье полов. Мытье стен, дверей, очистка мебели от пыли. Мытье раковин, ванн, санитарных комнат. Контроль качества работ. Соблюдение требований безопасности труда, санитарии и гигиены.

24

4.

Обеспечение больного лекарственными препаратами, материалами и изделиями медицинского назначения по заключению врача. Комплектование домашней аптечки. Хранение лекарственных препаратов, материалов и изделий медицинского назначения. Подает лекарственные препараты больному. Выполняет санитарно-гигиенические услуги: уборка комнаты, смена нательного и постельного белья, обтирание и обмывание рук, ног, тела больного.

20

5.

Изучение сетей медицинских учреждений. Первая доврачебная помощь одиноким престарелым и нетрудоспособным гражданам. Отработка навыков по измерению температуры, пульса, артериального давления. Доврачебная помощь при поражении электрическим током, солнечных и тепловых ударах. Доврачебная помощь при переохлаждении, отравлении угарным газом, внезапной остановке сердца и прекращении дыхания. Контроль качества работ. Организация рабочего места, соблюдение требований безопасности труда, санитарии и гигиены при выполнении работ.

16

6.

Установка связи с участковым врачом. Вызов врача на дом. Получение талона на медицинское обслуживание узкими специалистами и участковым врачом. Сопровождение больного в лечебно-профилактические учреждения. Госпитализация больного. Посещение больного в стационарных учреждениях здравоохранения. Содействие в организации психологической помощи. Содействие в  оформлении документов для санаторно-курортного лечения. Содействие в получении технических средств реабилитации. Контроль качества работ, организация рабочего места, соблюдение требований безопасности труда, санитарии и гигиены при выполнении работ.

16

 

Итого

120

 

         Разработчик: Шелкунова Е.Н., мастер производственного обучения.

Рекомендуемая литература

  1. Бондаренко, Э.О. Советы молодой семье / Э.О.Бондаренко, Н.И.Яровская.-Калининград: Кн.изд-во, 1993.-287 с.
  2. Бороздина, Г.В. Психология и этика деловых отношений: учеб. пособие / Г.В.Бороздина.-Минск : РИПО, 2008.- 216 с.
  3. Зборовский, К.Э. Специальная подготовка социального работника: учеб. пособие / К.Э.Зборовский, В.К.Милькаманович.-Минск: Беларусь, 2009.-254 с.
  4. Милькаманович, В.К. Основы социальной геронтологии: учеб.пособие для учащихся учреждений обеспечивающих получение профессионально-технического образования / В.К.Милькаманович.-Минск: Беларусь, 2008. 191 с.
  5. Самойлов, М.В. Основы энергосбережения /М.В. Самойлов. – Минск: 2003
  6. Уласевич, М.В. Приготовление пищи. Спецтехнология: учеб. пособие / М.В.Уласевич. Минск: Беларусь, 1990
  7. Челнаков, А.А. Охрана труда. Минск: Выш.шк., 2009
  8. Челнаков, А.А. Основы промышленной экологии (учебное пособие) / А.А.Челнаков, Минск: 2001
  9. http://ru.belbsi.by/links/what_is_bsi/

 

свернуть
Скопировать