Половое воспитание
Половое воспитание есть особая часть нравственного воспитания. Его составляющая часть – воспитание отношений человека одного пола к другому и связанных с этим сложных и тончайших навыков поведения и самоконтроля.
Половое воспитание – это система мер педагогического воздействия на детей и подростков с целью создания у них правильного представления о сущности взаимоотношений полов и воспитании норм поведения в половой жизни.
В подростковом возрасте проявляется уже истинное половое любопытство в связи с пониманием детородной функции мужчины и женщины, подразумевающей особые, специфические взаимоотношения между полами. Способность осознавать себя носителем определенного пола лежит в основе формирования полового поведения подростка. Выраженность полового влечения у представителей мужского и женского пола одинакова, проявления же его специфичны. У девушки, например, характерными поведенческими реакциями, связанными с половым влечением, являются кокетство, в основе которого лежит побуждение привлечь к себе внимание, застенчивость, стыдливость, ярко выраженная потребность нравиться, хорошо выглядеть. Юноша обычно испытывает желание понравиться конкретной девушке, а не вообще всем и имеет при этом конкретную цель.
Сексуальность подростка носит дисгармоничный характер. Между его эмоционально-психологическим и соответствующим физическим развитием существуют противоречия. Подросток, как правило, обуреваем желаниями, фантазиями и мечтами сексуального характера. В начале полового созревания у подростков формируются своеобразные отношения, которые можно определить как платоническую влюбленность, окрашенную романтически возвышенным чувством. Лишь впоследствии, с завершением процесса полового созревания, пробуждаются специфические сексуальные эмоции, проявляется половая активность и формируется зрелое половое сознание.
С развитием полового самосознания выделяют следующие стадии формирования:
Романтическая стадия (или платоническая) у юношей характеризуется фантазиями, в которых совершаются воображаемые подвиги в честь идеализируемого объекта первой влюбленности. У девушек прослеживается стремление нравиться, обращать на себя внимание, появляются фантазии о бескорыстной заботе со стороны прекрасного и храброго «рыцаря».
Эротическая стадия выражается в стремлении к нежности и ласкам. Эта стадия длительное время определяет женскую сексуальность, а у мужчин довольно быстро сменяется потребностью в сексуальной разрядке.
Сексуальная стадия во многом определяет особенности подросткового возраста у юношей. Прежде всего, это феномен так называемой подростковой гиперсексуальности, проявляющейся в повышенной половой возбудимости у мальчиков.
Любовные чувства юношей и девушек индивидуальны и многообразны. Однако часто наблюдается следующее противоречие. Подростковая мечта о любви выражает, прежде всего, жажду эмоционального контакта, понимания, душевной близости. Потребность в самораскрытии и интимной человеческой близости и чувственно-эротические желания очень часто не совпадают и могут быть направлены на разные объекты. Такая разобщенность чувственно-эротического и нежного влечений особенно типична для мальчиков.
В современном обществе половое чувство у подростков может появляться уже в 14-16 лет, в то время как официальный брачный возраст наступает лишь через несколько лет, а семья создается еще позже. Не для всех подростков характерно раннее желание вступить в половую связь. Как правило, это зависит от культурных, социальных и религиозных традиций, взаимоотношений в семье и с окружающими людьми. Некоторые подростки начинают половую жизнь, глядя на своих друзей; для других - это способ самоутверждения. Подростка надо убедить, что ранняя половая жизнь - это не самоцель и не способ самоутверждения. Девичья чистота, гордость, целомудрие, необходимость полового воздержания до вступления в брак - не устаревшие понятия. Ранние контакты - это серьезные эмоциональные переживания, а в некоторых случаях угроза репродуктивному здоровью. Доказано, что раннее начало половой жизни у подростков, частая смена половых партнеров приводят к очень печальным результатам - болезням, передаваемым половым путем, СПИДу, бесплодию, хроническим воспалительным заболеваниям женских и мужских половых органов.
Если молодая девушка или юноша не хотят интимной близости или хотя бы сомневаются, они должны уметь сказать «нет». Этому их должны научить взрослые в семье и школе. Когда речь заходит о сексе, легко сказать «да», но требуется много сил и мужества, чтобы сказать «нет». И задача взрослых - объяснить прежде всего девушке, что если ее по-настоящему любит юноша, он не порвет с ней дружбу только потому, что она не готова вступить с ним в интимную связь. Часто молодые люди с легкостью разрывают отношения со своими подругами, и это довольно частое явление в процессе взросления и приобретения опыта. Но такой разрыв может быть и очень болезненным. Девушки должны знать, что половое созревание юношей заканчивается позже, они позже задумываются о создании семьи, о детях. Испытывать сексуальные чувства и желать сексуальных отношений - это естественно. Но решиться на половую близость означает принять на себя ответственность за своё поведение. Прежде чем решиться на сексуальные отношения, необходимо всё тщательно продумать и взвесить, так как первый сексуальный опыт может оказаться нелегким и принести разочарование. Взрослые должны объяснить подросткам, что никто не имеет права прикасаться к их телу, заставлять делать по отношению к ним то, к чему они не готовы, или то, что угрожает их безопасности.
Семья имеет важное значение в формировании сексуального поведения подростка. Родители всегда должны думать о том, что они хотят передать своим детям, соответствует ли их собственное поведение тем нормам, выполнения которых они требуют от детей.
Содержание полового воспитания определяется его целями и задачами.
Собственное содержание полового воспитания – это жизнь, окружающая подростка, взаимоотношениями между людьми разного пола, нормы этих взаимоотношений, личная жизнь людей семьи, сферы их деятельности. Воспитание представляет собой систему знаний и специфических умений, позволяющих решать поставленные задачи.
Цель полового воспитания – сформировать у детей и подростков правильное понимание сущности нравственных норм и установок в области взаимоотношений полов и потребность руководствоваться ими во всех сферах деятельности. Такими нормами и установками являются:
понимание человеком общественного интереса, который заключен в его взаимоотношениях с другим полом;
умение находить правильное решение конкретных нравственных проблем, возникающих в сфере этих взаимоотношений;
устойчивость к навязыванию подрастающему поколению сексуальной распущенности, потребительского отношения к другому полу, пренебрежения моральными ценностями.
Задачи полового воспитания:
- воспитание у подростка чувства социальной ответственности за каждый поступок;
- стимулирование стремления к тому, чтобы иметь прочную, здоровую, дружную семью, сознательно относиться к воспитанию своих детей;
- воспитание у подростков чувства культуры поведения к другому;
- выработка умения оценивать свои поступки в отношении других людей;
- воспитание ответственного отношения к своему здоровью и здоровью других людей, формирование убеждения о вреде ранних половых связей и недопустимости безответственности и легкомыслия в сфере отношений с представителями другого пола;
- разъяснение сути понятия «взрослость».
Формы реализации полового воспитания:
- работа с педагогическим коллективом педагогические советы; педсоветы – практикумы; совещания при директоре; методические семинары; семинары – практикумы; лектории; заседания МО классных руководителей; педагогические дискуссии; круглые столы; презентации; практические занятия; анкетирование; конкурсы методических разработок и т. д.
- работа с родителями (формирование у родителей представления о главных этапах полового воспитания и создании оптимальных условий для правильного полового развития ребенка): общешкольные родительские собрания, классные родительские собрания; психолого – педагогические лектории; родительские чтения; дискуссии; диспуты; круглые столы; презентации; лекции и беседы; индивидуальная работа; размещение информации на школьном сайте.
- работа с детьми и подростками (выработка у детей навыков и знаний, связанных с полом, с учетом возрастных особенностей): классные часы; беседы; индивидуальная работа; ролевые игры; уроки нравственности; диагностические исследования; конкурсы. викторины, фотовыставки, интеллектуально – познавательные игры; диспуты, круглые столы; конкурсно – развлекательные и игровые программы; тематические вечера; вечера вопросов и ответов; тренинговые занятия (направленные на информирование подростков об институте семьи и брака, профилактику раннего вступления в половую связь, вредных привычек, заболеваний, передающихся половым путем, нежелательной беременности, абортов, сексуального насилия и пр.).
Формы и методы контроля успешности проводимых мероприятий:
- анкетирование;
- тестирование.
Социально-педагогическая деятельность - это деятельность, направленная на конкретного учащегося, способствующая решению его индивидуальных проблем посредством изучения развития личности и окружающего его социума.
В своей профессиональной деятельности педагог социальный имеет дело с ребенком в процессе его развития, воспитания, социального становления. В деятельности социального педагога можно выделить следующие основные составляющие: диагностическую, прогностическую, коррекционную, реабилитационную, охранно-защитную, предупредительно-профилактическую.
Для успешной реализации профилактической деятельности социальный педагог должен обладать следующими личностными качествами:
Эмпатия – умение видеть мир глазами других людей, понимать его так же, как они, воспринимать их поступки с тех же позиций и в то же время иметь способность сказать другим о своем понимании и дать возможность подтвердить или опровергнуть эти представления другим.
Доброжелательность – способность демонстрировать свое отношение приязни, симпатии.
Деликатность – вежливость, мягкость в обращении с другими людьми.
Открытость – способность быть искренним, уметь говорить о своих внутренних чувствах и мыслях.
Конкретность – умение конкретно отвечать на вопросы.
Коммуникабельность – интерес к другим людям, легкость в общении с ними.
Уважение, честность.
Конфиденциальность, сохранение тайны.
Социально-педагогическая профилактика — это совокупность социально-педагогических и организационно-воспитательных мероприятий, направленных на предупреждение, устранение или нейтрализацию основных причин и условий, вызывающих различного рода социальные отклонения в поведении подростков.
Целью профилактической деятельности с учащимися, склонными к появлению такого явления как подростковая беременность, является устранение негативных факторов окружающей среды, влияющих на личность и жизнь подростков.
Социально-педагогическая профилактика может быть реализована путём решения следующих задач:
- Создание форм активной и действенной социально-педагогической помощи и защиты для конкретного подростка и его родителей.
- Организовать получение знаний по вопросам полового и семейного воспитания.
- Оказать содействие в разрешении психологических и социальных трудностей в семье, в школе, в кругу сверстников.
- Воспитание активной личности, привитие ей качеств хорошего семьянина в будущем.
- Способствовать поддержке общественно-значимых семейных ритуалов и традиций.
- Укрепление репродуктивного здоровья путём осуществления комплекса медицинских, психолого-педагогических и других мероприятий.
Для решения проблемы подростковой беременности в первую очередь нужно проводить диагностическую работу по ликвидации факторов риска появления подростковой беременности: сбор информации о подростке; изучение его индивидуально-личностных и психологических особенностей ребенка; изучение семьи ребенка; изучение источников негативного влияния на подростка и устойчивости его к этому влиянию; изучение влияния микросреды.
Также необходимо проводить социально-педагогическую работу – помощь в процессе социального взаимодействия налаживания социальных отношений, создание благополучной среды для развития ребенка, осуществлять контроль над подростком, еще психологическая, социальная и, возможно, материальная помощь.
Просветительская работа также важна в профилактической деятельности. Она должна включать в себя обучение и воспитание с целью формирования полных знаний о проблеме подростковой беременности и ранних сексуальных отношений, овладение подростком знаниями по данной проблеме, необходимыми специальными умениями и навыками противостояния вовлечению в ранние сексуальные отношения и возникновению подростковой беременности.
Еще одним важным направлением должно быть соблюдение и защита прав несовершеннолетних беременных и всех подростков, кому нужна помощь.
Также важным элементом профилактической деятельности социального педагога должна быть работа по просвещению родителей, особенно семей, находящихся в социально опасном положении, малообеспеченных, неполных и родителей, ведущих аморальный образ жизни.
Социальный педагог должен создавать условия для проведения свободного времени и досуга; должен организовывать социально значимую деятельность детей и взрослых; должен использовать различные формы профилактики, такие как беседы, кинолектории, тренинговые занятия, индивидуальные и групповые консультации, встречи с медицинскими работниками по предупреждению подростковой беременности, способствовать введению обязательного курса по половому и семейному воспитанию в учебно-воспитательный процесс для разрешения возникших вопросов у подростков и увеличения количества и качества информации по проблеме подростковой беременности и ранних сексуальных отношений, которые являются основной причиной возникновения беременности среди несовершеннолетних.
Изучение проблемы осознанного подхода
к родительству у подростков
Организация и методы исследования
Цель исследования: изучить проблему осознанного подхода к родительству у подростков.
Задачи исследования:
- осуществить анализ проблемы подготовки подростков к выполнению родительских обязанностей при помощи литературных источников.
- охарактеризовать роль семьи как фактора первичной социализации в подготовке к будущему родительству.
- экспериментально изучить готовность подростков к выполнению обязанностей родителей на примере учеников школы.
- проанализировать полученные в ходе эксперимента результаты изучения мнения школьников.
Предмет исследования: представления подростков об осознанном родительстве.
Объект исследования: отношение подростков к родительской роли.
Методы исследования:
- теоретический анализ литературы (памятки, рекомендации);
- беседа;
- анкетирование (приложение 1, приложение 2 опросник «Шкала любви и симпатии» (З.Рубин, модификация Л.Я.Гозман, Ю.Е.Алешина, тест предназначен для определения, что преобладает во взаимоотношениях: любовь или симпатия (для тех подростков, кто состоит в отношениях), приложение 3, 4,5- индивидуально цель опроса выявить уровень сексуального развития у анкетируемых девушек);
- анализ анкетного опроса;
- коррекция эмоционально - волевой сферы (индивидуальные занятия).
Приложение 1
Анкета
Мы приглашаем тебя к диалогу, ответь, пожалуйста, на вопросы нашей анкеты.
- Считаете ли Вы, что современному человеку необходима подготовка к родительству?
_____________________________________________________________
- С какого возраста нужно начинать подготовку человека к родительству?
_____________________________________________________________
- Кто, по Вашему мнению, должен готовить человека к родительству?
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Хотели бы Вы пройти обучение по программе «Ответственное родительство»?________________
Спасибо!
Приложение 2
Опросник «Шкала любви и симпатии» (З.Рубин, модификация Л.Я.Гозман, Ю.Е.Алешина)
Шкалы: шкала любви, шкала симпатии, общий уровень эмоциональных отношений в диаде
Назначение теста
Тест предназначен для определения, что преобладает во взаимоотношениях: любовь или симпатия.
Описание теста
Изначально шкалы любви и симпатии З.Рубина представляли собой 2 набора высказываний, в каждый из которых входило 13 пунктов, затем по мере работы над созданием методики количество утверждений было уменьшено до 9. При составлении шкал опросника З.Рубин исходил из определенных теоретических представлений о внутренней структуре измеряемых феноменов.
В частности, важными для измерения представлялись три компонента любви: привязанность, забота и степень интимности отношений. Шкала симпатии регистрирует: степень уважения, степень восхищения и степень воспринимаемого сходства объекта оценки с респондентом. В окончательный вариант методики, адаптированной Л. Я. Гозманом и Ю.Е.Алешиной, включены 14 пунктов.
Инструкция к тесту
Вашему вниманию представляются следующие утверждения, которые касаются Вас и Вашего(ей) супруга(и). К каждому утверждению необходимо подобрать тот вариант ответа, который, по Вашему мнению, наиболее соответствует сложившимся отношениям с ним (ней).
Постарайтесь отвечать как можно откровенней. Не задерживайтесь долго над обдумыванием какого-либо утверждения. И помните: нет правильных и неправильных ответов».
Варианты ответа: "Да, это так"; "Вероятно, это так"; "Вряд ли это так"; "Это совсем не так".
Тест
- Я чувствую, что могу доверить ему (ей) абсолютно все.
- Когда мы вместе, у нас всегда схожее настроение.
- Я могу сказать, что он (она) принадлежит только мне.
- Он (она) очень умный человек.
- Для нее (него) я готов(а) абсолютно на все.
- В большинстве случаев он (она) нравится людям почти сразу же после знакомства.
- Когда мне плохо, то хочется поделиться только с ним (ней).
- Я думаю, что мы с ним (ней) внутренне похожи друг на друга.
- Я чувствую себя в ответе за то, чтобы ему (ей) было хорошо.
- Мне хотелось бы быть похожим на него (нее).
- Мне приятно чувствовать, что он (она) доверяет мне больше других.
- Он (она) один (одна) из самых обаятельных мужчин (женщин), которых я знаю.
- Мне было бы очень тяжело, если бы пришлось жить без него (нее).
- Я уверен(а), что он (она) хорошо ко мне относится.
Обработка и интерпретация результатов теста
Ключ к тесту
Шкала любви: 1,3,5,7,9, 11, 13.
Шкала симпатии: 2, 4, 6,8,10,12,14.
Ответы оцениваются следующим образом:
- ответ «Да» – 4 балла;
- ответ «Вероятно, это так» – 3 балла;
- ответ «Вряд ли это так» – 2 балла;
- ответ «Это совсем не так» – 1 балл.
Баллы по каждой шкале суммируются.
Итоговые оценки могут варьировать от 7 до 28 баллов.
Подсчет суммарного балла по обеим шкалам, дает общий уровень эмоциональных отношений в диаде (от 14 до 56 баллов).
Приложение 3
Анкета «Половые отношения»
Мы приглашаем тебя к диалогу, ответь, пожалуйста, на вопросы нашей анкеты.
- Имеете ли вы сексуальный опыт?
а) да
б) нет
- Почему вы начали половую жизнь?
а) из любопытства
б) случайно
в) чтобы казаться взрослее
г) под влиянием алкоголя или других веществ
д) свой вариант
____________________________________________________________________________________________________________________________________
- Откуда вы узнали о сексе?
а) телевидение, интернет
б) от сверстников, одноклассников, друзей
в) из специальной литературы
г) от родителей
д) от учителей
е) свой вариант
__________________________________________________________________
- Что вы понимаете под словосочетанием «половые отношения»?
а) секс
б) ухаживания
в) брак, семья
г) свой вариант
____________________________________________________________________________________________________________________________________
- Считаете ли вы брак обязательным для вступления в сексуальные отношения?
а) да
б) нет
- 6. Читаете ли вы специальную литературу о сексе?
а) да
б) нет
- Какие вы знаете способы предохранения/контрацепции от нежелательной беременности или заболеваний передающихся половым путем, ВИЧ/СПИД?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Может ли ранняя половая жизнь причинить вред?
а) да
б) нет
в) не знаю
- Какие вы знаете негативные последствия ранних половых отношений?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Что вы считаете наиболее эффективным способом защиты от беременности, венерических заболеваний, ВИЧ/СПИД?
а) презервативы
б) таблетки
в) прерывание полового акта
г) воздержание
д) свой вариант
________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Кому бы вы сообщили, что вы (ваша подруга) беременны?
а) друзья
б) родители, родственники
в) классный руководитель/учитель
г) доктор/врач
- Считаете ли вы необходимыми курсы по половому воспитанию в школе?
а) да
б) нет
Спасибо большое за ответы!!!
Приложение 4
Анкета для подростков по половому воспитанию.
Мы приглашаем тебя к диалогу, ответь, пожалуйста, на вопросы нашей анкеты.
Все ответы анкеты останутся анонимными.
Нам важна ваша честность.
1) Твой возраст __________ Твой пол М Ж
2)Был ли у тебя сексуальный опыт? __________________________________________________________________
3) В каком возрасте происходит половое созревание у подростков?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4)Как ты думаешь, каков должен быть мотив вступления в интимную связь?
а) взаимная любовь
б) расчет на вступление в брак
в) самоутверждение, чувство зрелости
г) стремление к получению удовольствия
д) модно, престижно
е) любопытство
5) Как ты думаешь, можно ли забеременеть при первом половом контакте, если не предохраняться?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6) Если бы ты узнал(а), что от тебя беременна подруга (ты беременна) как бы ты поступил(а)?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7) Как ты думаешь в твоем возрасте лучше оставить ребенка или сделать аборт?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8) Как ты думаешь, человек твоего возраста в современном обществе может обеспечить самостоятельно себя и своего потенциального ребенка?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________
9) Какие могут быть отрицательные последствия аборта?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
10) Как ты думаешь, нужны ли подросткам познавательные занятия о сексе и половой жизни?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Спасибо большое за ответы!!!
Приложение 5
Опрос «Первый раз»
Цель: выявить мотивацию заняться сексом в первый раз.
Варианты ответов (можно было давать до 3 ответов)
Из любопытства
Из стремления быть "как все"
Из-за стремления самоутвердиться, доказать что-то приятелям или близким
По любви, из-за влюбленности
Из желания угодить партнеру, доставить ему радость
Для повышения самооценки
Из-за сексуального влечения
Не отдавал(а) себе отчета в том, что делаю (в состоянии алкогольного, наркотического опьянения)
По принуждению
Другое
Замужество, женитьба
Затрудняюсь ответить, нет ответа