Профилактика насилия

Акция «Берегите наше будущее – наших детей!»

06.11.2023

Акция
«Берегите наше будущее – наших детей!»
С 6 по 26 ноября 2023 года управлением внутренних дел Брестского облисполкома проводится комплекс профилактических мероприятий, направленных на противодействие преступлениям против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетних, обороту детской порнографии.

свернуть

План  мероприятий по профилактике насилия и жестокого обращения с несовершеннолетними 

План работы  

по профилактике насилия и жестокого обращения с несовершеннолетними

на 2022/2023 учебный год

Цель: профилактика и предупреждение случаев жестокого обращения и насилия в отношении несовершеннолетних, соблюдение прав и интересов детей.

Задачи:

- защита обучающихся от жестокого обращения;

- профилактика всех форм насилия над детьми дома, в школе, в общественных местах;

- организация совместной работы с родителями по повышению их уровня образованности и компетентности в различных трудных жизненных ситуациях;

- сотрудничество с органами опеки и попечительства, КДН, ИДН, здравоохранения, культуры с целью формирования ответственной и способной к жизни в обществе личности;

- оказание психолого-педагогической помощи детям и семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию.

п\п

Мероприятие

Дата

Ответственный

Методическое, организационное и информационное обеспечение деятельности по профилактике жестокого обращения и насилия в отношении несовершеннолетних

1

Рассмотрение вопросов профилактики и предупре­ждения жестокого обращения и насилия в отноше­нии несовершеннолетних на заседаниях Совета профилактики

по мере необходимости

педагог социальный

2

Правовое просвещение педагогов по вопросам предупреждения насилия над личностью среди учащихся на семинарах, школьных методических объединениях

по мере необходимости

заместитель директора по учебно-воспитательной работе

3

Изучение методических рекомендаций для родителей и педагогических работников образовательных учреждений по вопросам профилактики и предупреждения жестокого обращения и насилия в отношении несовершеннолетних 

сентябрь

педагог социальный, классные руководители

4

Размещение на официальном сайте  учреждения образования информации по профилактике жес­токого обращения и насилия в отношении несо­вершеннолетних

на протяжении года

педагог социальный, ответственный за сайт

5

Информирование участников образовательного процесса об учреждениях и телефонах доверия для оказания психологической помощи и поддержки жертвам домашнего насилия

 

сентябрь

педагог социальный

Меры по повышению эффективности профилактики жестокого обращения и насилия в отношении несовершеннолетних

1

Проведение воспитательных мероприятий, направленных на предотвращение насилия, жестокого обращения с детьми, пропаганду здорового образа жизни

на протяжении года

педагог социальный, классные руководители

2

Участие в республиканской профилактической акции «Дом без насилия»

по плану

педагог социальный

3

Организация выступления психолога на родительских собраниях по вопросам возрастных особенностей детей, взаимодействия с ними в кризисные и переходные периоды

в течение года

заместитель директора по учебно-воспитательной работе

4

Рассмотрение вопроса  «Детство без насилия и жестокости» на общешкольном родительском собрании

По плану

заместитель директора по учебно-воспитательной работе

5

Изучение условий жизни и воспитания учащихся по месту проживания

в течение года

педагог социальный, классные руководители

6

Своевременное выявление семей, находящихся в социально опасном положении

в течение года

педагог социальный, классные руководители

7

Привлечение детей, находящихся в социально опасном положении, к участию в классных и общешкольных мероприятиях 

в течение года

педагог социальный, классные руководители

8

Организация летнего отдыха и оздоровления детей, находящихся в социально опасном положении, трудной жизненной ситуации

июнь-август

заместитель директора по учебно-воспитательной работе

9

Взаимодействие с общественными организациями по формированию навыков и  пропаганде здорового образа жизни

в течение года

заместитель директора по учебно-воспитательной работе

10

Анкетирование учащихся с целью выявления случаев жестокого обращения и насилия в отношении несовершеннолетних

в течение года

педагог социальный

11

Проведение цикла профилактических бесед с учащимися по пропаганде здорового образа жизни и профилактике вредных привычек.

в течение года

классные руководители

12

Выявление детей, склонных к проявлению жестокости к другим обучающимся.

январь

Педагог-психолог,

социальный педагог,

классные руководители

Профилактическая работа с родителями. Ранняя профилактика семейного неблагополучия

1

Выявление и учет семей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации

в течение года

педагог социальный, классные руководители

2

Консультирование с родителями по запросу

в течение года

педагог социальный, классные руководители

3

Проведение индивидуальных консультаций с учащимися, оказавшимися в тяжелой жизненной ситуации (по необходимости)

в течение года

педагог социальный

4

Распространение тематических буклетов о правах детей, по пропаганде ответственного родительства, профилактике семейного насилия, жестокого обращения с детьми и др.

в течение года

педагог социальный

5

Составление памятки «Жестокое обращение с ребенком и его последствия» (с правилами обращения с детьми)

октябрь

педагог социальный, классные руководители

 

План мероприятий

по профилактике насилия и жестокого обращения

с несовершеннолетними на 2022/2023 учебный год

 

№ п\п

Мероприятие

Участники

Дата

Ответственные

1

Акция «Телефон доверия» под девизом: «Информирование о телефоне доверия – шаг к безопасности ребенка!»

Все участники образовательного процесса

Сентябрь

 

Педагог-психолог,

социальный педагог,

классные руководители

2.

Встреча с инспектором  по делам несовершеннолетних на тему «Школьное насилие  как предпосылка противоправного поведения несовершеннолетних и его предупреждение» .

Классные руководители и учащиеся 5-9 классов

Октябрь

 

Педагог-психолог,

социальный педагог,

классные руководители

3.

Социально-психологический тренинг «Навстречу друг другу»

8-11 классы

Январь

Педагог-психолог

4.

Общешкольное родительское собрание «Буллинг в детской среде как значительные изменения в жизни обучающихся, приводящие к психическому дистрессу»  (один из вопросов).

Родители

Февраль

Педагог-психолог,

Социальный педагог

 

5.

Родительские собрания в классах (один из вопросов):
• О правах ребенка на защиту от любой формы насилия.

• Как пережить последствия буллинга, причиненного в подростковом возрасте.

• Как предотвратить и преодолеть буллинг?

• К чему может привести буллинг?

Родители,

классные руководители

Январь Февраль Апрель

Май

Классные руководители,

педагог-психолог,

социальный педагог

 

6.

Семинары для классных руководителей: • Буллинг в школе: как помочь ребенку побороть агрессию. • Буллинг в школе. Его причины и устранение. • Основные фазы развития буллинга в УО. • Безрезультатные способы разрешения буллинга в школе. • Насилие в школе: агрессоры и аутсайдеры.

Классные руководители

Январь Февраль Апрель

Май

Педагог-психолог,

Социальный педагог

 

7.

Классные часы:

«Законы сохранения доброты»

«Я не дам себя обижать» «Наша школа живет без насилия»

1-4 классы

Январь Февраль Апрель

Май

Классные руководители

8

Классные часы: «Бояться страшно. Действовать не страшно» «О правилах безопасного поведения на улице» «Буллинг как стадный допинг» «Добро против насилия» «Способы решения конфликтов с ровесниками»

5-11 классы

Январь Февраль Апрель

Май

Классные руководители

9

Просмотр художественных фильмов с последующим обсуждением:

• «Чучело» (1983 г.).

• «Класс» (2007 г.).

• «Розыгрыш» (2008 г.).

• «Школа» (телесериал, 2010 г.)

8-11 классы

Январь Февраль Апрель

Май

Классные руководители

10

Консультации: «Дети, которых затравили в Интернете» «Если в школе обижают»

«Как помочь ребенку, ставшему жертвой агрессии в школе?» «Отличие буллинга от простой неосторожности и неприятности»

«Скрытые цели и провокации буллинга. Последствия» «Как родителям проконтролировать ситуацию, если ребенок подвергается насилию в школе» «Защита прав и интересов детей» «Законодательство для родителей о воспитании детей» «Ошибки семейного воспитания и их влияние на формирование у ребенка системы ценностей»

Обучающиеся

Родители

Январь Февраль Апрель

Май

Педагог-психолог, социальный педагог

11

Дискотека «Музыка против насилия»

5-11 классы

Январь

Классные руководители

12

Конкурсы: Плакатов «Мы против буллинга!» Рисунков «У меня есть права» Творческих поделок «Гармония – в цвете, гармония – в душе, гармония – в жизни» Презентаций «Стоп насилию!» Сочинений «Дружба – главное чудо»

1-11 классы

Март, апрель

Классные руководители

13

Урок доверия «Международный день детского телефона»

1-11 классы

17 мая

Классные руководители

14

Анкетирование: «Выскажи свое мнение» (7-9-е классы) «Милосердие» (5-8-е классы) «Опыт столкновения с насилием в школе» (2-9-е классы) «Выявление агрессивного поведения» (5-9-е классы) «Борьба с насилием среди сверстников» (7-9-е классы)

2-11

Январь Февраль Апрель

Май

Педагог-психолог,

социальный педагог,

классные руководители

15

Индивидуальные консультации для обучающихся (по результатам диагностики, общение со сверстниками, детско-родительские отношения, конфликты)

1-11

Январь Февраль Апрель

Май

Педагог-психолог,

социальный педагог,

классные руководители

16

Книжные выставки: «Буллинг как этическая проблема» «Относись к другому так, как ты хотел бы, чтобы относились к тебе» «Детство, свободное от жестокости»

5-11

Март, апрель

Классные руководители

 

свернуть

План мероприятий по защите несовершеннолетних от сексуального насилия

Для просмотра программы перейдите по ссылке

свернуть

Брошюры по профилактике половой неприкосновенности

для просмотра перейдите по ссылке

свернуть

Половое воспитание

Половое воспитание

Половое воспитание есть особая часть нравственного воспитания. Его составляющая часть – воспитание отношений человека одного пола к другому и связанных с этим сложных и тончайших навыков поведения и самоконтроля.

Половое воспитание – это система мер педагогического воздействия на детей и подростков с целью создания у них правильного представления о сущности взаимоотношений полов и воспитании норм поведения в половой жизни.

В подростковом возрасте проявляется уже истинное половое любопытство в связи с пониманием детородной функции мужчины и женщины, подразумевающей особые, специфические взаимоотношения между полами. Способность осознавать себя носителем определенного пола лежит в основе формирования полового поведения подростка. Выраженность полового влечения у представителей мужского и женского пола одинакова, проявления же его специфичны. У девушки, например, характерными поведенческими реакциями, связанными с половым влечением, являются кокетство, в основе которого лежит побуждение привлечь к себе внимание, застенчивость, стыдливость, ярко выраженная потребность нравиться, хорошо выглядеть. Юноша обычно испытывает желание понравиться конкретной девушке, а не вообще всем и имеет при этом конкретную цель.

Сексуальность подростка носит дисгармоничный характер. Между его эмоционально-психологическим и соответствующим физическим развитием существуют противоречия. Подросток, как правило, обуреваем желаниями, фантазиями и мечтами сексуального характера. В начале полового созревания у подростков формируются своеобразные отношения, которые можно определить как платоническую влюбленность, окрашенную романтически возвышенным чувством. Лишь впоследствии, с завершением процесса полового созревания, пробуждаются специфические сексуальные эмоции, проявляется половая активность и формируется зрелое половое сознание.

С развитием полового самосознания выделяют следующие стадии формирования:

Романтическая стадия (или платоническая) у юношей характеризуется фантазиями, в которых совершаются воображаемые подвиги в честь идеализируемого объекта первой влюбленности. У девушек прослеживается стремление нравиться, обращать на себя внимание, появляются фантазии о бескорыстной заботе со стороны прекрасного и храброго «рыцаря».

Эротическая стадия выражается в стремлении к нежности и ласкам. Эта стадия длительное время определяет женскую сексуальность, а у мужчин довольно быстро сменяется потребностью в сексуальной разрядке.

Сексуальная стадия во многом определяет особенности подросткового возраста у юношей. Прежде всего, это феномен так называемой подростковой гиперсексуальности, проявляющейся в повышенной половой возбудимости у мальчиков.

Любовные чувства юношей и девушек индивидуальны и многообразны. Однако часто наблюдается следующее противоречие. Подростковая мечта о любви выражает, прежде всего, жажду эмоционального контакта, понимания, душевной близости. Потребность в самораскрытии и интимной человеческой близости и чувственно-эротические желания очень часто не совпадают и могут быть направлены на разные объекты. Такая разобщенность чувственно-эротического и нежного влечений особенно типична для мальчиков.

В современном обществе половое чувство у подростков может появляться уже в 14-16 лет, в то время как официальный брачный возраст наступает лишь через несколько лет, а семья создается еще позже. Не для всех подростков характерно раннее желание вступить в половую связь. Как правило, это зависит от культурных, социальных и религиозных традиций, взаимоотношений в семье и с окружающими людьми. Некоторые подростки начинают половую жизнь, глядя на своих друзей; для других - это способ самоутверждения. Подростка надо убедить, что ранняя половая жизнь - это не самоцель и не способ самоутверждения. Девичья чистота, гордость, целомудрие, необходимость полового воздержания до вступления в брак - не устаревшие понятия. Ранние контакты - это серьезные эмоциональные переживания, а в некоторых случаях угроза репродуктивному здоровью. Доказано, что раннее начало половой жизни у подростков, частая смена половых партнеров приводят к очень печальным результатам - болезням, передаваемым половым путем, СПИДу, бесплодию, хроническим воспалительным заболеваниям женских и мужских половых органов.

Если молодая девушка или юноша не хотят интимной близости или хотя бы сомневаются, они должны уметь сказать «нет». Этому их должны научить взрослые в семье и школе. Когда речь заходит о сексе, легко сказать «да», но требуется много сил и мужества, чтобы сказать «нет». И задача взрослых - объяснить прежде всего девушке, что если ее по-настоящему любит юноша, он не порвет с ней дружбу только потому, что она не готова вступить с ним в интимную связь. Часто молодые люди с легкостью разрывают отношения со своими подругами, и это довольно частое явление в процессе взросления и приобретения опыта. Но такой разрыв может быть и очень болезненным. Девушки должны знать, что половое созревание юношей заканчивается позже, они позже задумываются о создании семьи, о детях. Испытывать сексуальные чувства и желать сексуальных отношений - это естественно. Но решиться на половую близость означает принять на себя ответственность за своё поведение. Прежде чем решиться на сексуальные отношения, необходимо всё тщательно продумать и взвесить, так как первый сексуальный опыт может оказаться нелегким и принести разочарование. Взрослые должны объяснить подросткам, что никто не имеет права прикасаться к их телу, заставлять делать по отношению к ним то, к чему они не готовы, или то, что угрожает их безопасности.

Семья имеет важное значение в формировании сексуального поведения подростка. Родители всегда должны думать о том, что они хотят передать своим детям, соответствует ли их собственное поведение тем нормам, выполнения которых они требуют от детей.

Содержание полового воспитания определяется его целями и задачами.

Собственное содержание полового воспитания – это жизнь, окружающая подростка, взаимоотношениями между людьми разного пола, нормы этих взаимоотношений, личная жизнь людей семьи, сферы их деятельности. Воспитание представляет собой систему знаний и специфических умений, позволяющих решать поставленные задачи.

Цель полового воспитания – сформировать у детей и подростков правильное понимание сущности нравственных норм и установок в области взаимоотношений полов и потребность руководствоваться ими во всех сферах деятельности. Такими нормами и установками являются:

понимание человеком общественного интереса, который заключен в его взаимоотношениях с другим полом;

умение находить правильное решение конкретных нравственных проблем, возникающих в сфере этих взаимоотношений;

устойчивость к навязыванию подрастающему поколению сексуальной распущенности, потребительского отношения к другому полу, пренебрежения моральными ценностями.

Задачи полового воспитания:

  • воспитание у подростка чувства социальной ответственности за каждый поступок;
  • стимулирование стремления к тому, чтобы иметь прочную, здоровую, дружную семью, сознательно относиться к воспитанию своих детей;
  • воспитание у подростков чувства культуры поведения к другому;
  • выработка умения оценивать свои поступки в отношении других людей;
  • воспитание ответственного отношения к своему здоровью и здоровью других людей, формирование убеждения о вреде ранних половых связей и недопустимости безответственности и легкомыслия в сфере отношений с представителями другого пола;
  • разъяснение сути понятия «взрослость».

 

Формы реализации полового воспитания:

  • работа с педагогическим коллективом педагогические советы; педсоветы – практикумы; совещания при директоре; методические семинары; семинары – практикумы; лектории; заседания МО классных руководителей; педагогические дискуссии; круглые столы; презентации; практические занятия; анкетирование; конкурсы методических разработок и т. д.
  • работа с родителями (формирование у родителей представления о главных этапах полового воспитания и создании оптимальных условий для правильного полового развития ребенка): общешкольные родительские собрания, классные родительские собрания; психолого – педагогические лектории; родительские чтения; дискуссии; диспуты; круглые столы; презентации; лекции и беседы; индивидуальная работа; размещение информации на школьном сайте.
  • работа с детьми и подростками (выработка у детей навыков и знаний, связанных с полом, с учетом возрастных особенностей): классные часы; беседы; индивидуальная работа; ролевые игры; уроки нравственности; диагностические исследования; конкурсы. викторины, фотовыставки, интеллектуально – познавательные игры; диспуты, круглые столы; конкурсно – развлекательные и игровые программы; тематические вечера; вечера вопросов и ответов; тренинговые занятия (направленные на информирование подростков об институте семьи и брака, профилактику раннего вступления в половую связь, вредных привычек, заболеваний, передающихся половым путем, нежелательной беременности, абортов, сексуального насилия и пр.).

Формы и методы контроля успешности проводимых мероприятий:

- анкетирование;

- тестирование.

Социально-педагогическая деятельность - это деятельность, направленная на конкретного учащегося, способствующая решению его индивидуальных проблем посредством изучения развития личности и окружающего его социума.

В своей профессиональной деятельности педагог социальный имеет дело с ребенком в процессе его развития, воспитания, социального становления. В деятельности социального педагога можно выделить следующие основные составляющие: диагностическую, прогностическую, коррекционную, реабилитационную, охранно-защитную, предупредительно-профилактическую.

Для успешной реализации профилактической деятельности социальный педагог должен обладать следующими личностными качествами:

Эмпатия – умение видеть мир глазами других людей, понимать его так же, как они, воспринимать их поступки с тех же позиций и в то же время иметь способность сказать другим о своем понимании и дать возможность подтвердить или опровергнуть эти представления другим.

Доброжелательность – способность демонстрировать свое отношение приязни, симпатии.

Деликатность – вежливость, мягкость в обращении с другими людьми.

Открытость – способность быть искренним, уметь говорить о своих внутренних чувствах и мыслях.

Конкретность – умение конкретно отвечать на вопросы.

Коммуникабельность – интерес к другим людям, легкость в общении с ними.

Уважение, честность.

Конфиденциальность, сохранение тайны.

Социально-педагогическая профилактика — это совокупность социально-педагогических и организационно-воспитательных мероприятий, направленных на предупреждение, устранение или нейтрализацию основных причин и условий, вызывающих различного рода социальные отклонения в поведении подростков.

Целью профилактической  деятельности с учащимися, склонными к появлению такого явления как подростковая беременность, является устранение негативных факторов окружающей среды, влияющих на личность и жизнь подростков.

Социально-педагогическая профилактика может быть реализована путём решения следующих задач:

  1. Создание форм активной и действенной социально-педагогической помощи и защиты для конкретного подростка и его родителей.
  2. Организовать получение знаний по вопросам полового и семейного воспитания.
  3. Оказать содействие в разрешении психологических и социальных трудностей в семье, в школе, в кругу сверстников.
  4. Воспитание активной личности, привитие ей качеств хорошего семьянина в будущем.
  5. Способствовать поддержке общественно-значимых семейных ритуалов и традиций.
  6. Укрепление репродуктивного здоровья путём осуществления комплекса медицинских, психолого-педагогических и других мероприятий.

Для решения проблемы подростковой беременности в первую очередь нужно проводить диагностическую работу по ликвидации факторов риска появления подростковой беременности: сбор информации о подростке; изучение его индивидуально-личностных и психологических особенностей ребенка; изучение семьи ребенка; изучение источников негативного влияния на подростка и устойчивости его к этому влиянию; изучение влияния микросреды.

Также необходимо проводить социально-педагогическую работу – помощь в процессе социального  взаимодействия налаживания социальных отношений, создание благополучной  среды для развития ребенка, осуществлять контроль над подростком, еще психологическая, социальная и, возможно, материальная помощь.

Просветительская работа также  важна в профилактической деятельности. Она должна включать в себя обучение и воспитание с целью формирования полных знаний о проблеме подростковой беременности и ранних сексуальных  отношений, овладение подростком знаниями по данной проблеме, необходимыми специальными умениями и навыками противостояния вовлечению в ранние сексуальные  отношения и возникновению подростковой беременности.

Еще одним важным направлением должно быть соблюдение и защита прав несовершеннолетних беременных и всех подростков, кому нужна помощь.

Также важным элементом профилактической деятельности социального педагога должна быть работа по просвещению  родителей, особенно семей, находящихся  в социально опасном положении, малообеспеченных, неполных и родителей, ведущих аморальный образ жизни.

Социальный педагог должен создавать  условия для проведения свободного времени и досуга; должен организовывать социально значимую деятельность детей  и взрослых; должен использовать различные формы профилактики, такие как беседы, кинолектории, тренинговые занятия, индивидуальные и групповые консультации, встречи с медицинскими работниками по предупреждению подростковой беременности, способствовать введению обязательного курса по половому и семейному воспитанию в учебно-воспитательный процесс для разрешения возникших вопросов у подростков и увеличения количества и качества информации по проблеме подростковой беременности и ранних сексуальных отношений, которые являются основной причиной возникновения беременности среди несовершеннолетних.

 

Изучение проблемы осознанного подхода

к родительству у подростков

Организация и методы исследования

 

Цель исследования: изучить проблему осознанного подхода к родительству у подростков.

Задачи исследования:

  • осуществить анализ проблемы подготовки подростков к выполнению родительских обязанностей при помощи литературных источников.
  • охарактеризовать роль семьи как фактора первичной социализации в подготовке к будущему родительству.
  • экспериментально изучить готовность подростков к выполнению обязанностей родителей на примере учеников школы.
  • проанализировать полученные в ходе эксперимента результаты изучения мнения школьников.

Предмет исследования: представления подростков об осознанном родительстве.

Объект исследования: отношение подростков к родительской роли.

Методы исследования:

  • теоретический анализ литературы (памятки, рекомендации);
  • беседа;
  • анкетирование (приложение 1, приложение 2 опросник «Шкала любви и симпатии» (З.Рубин, модификация Л.Я.Гозман, Ю.Е.Алешина, тест предназначен для определения, что преобладает во взаимоотношениях: любовь или симпатия (для тех подростков, кто состоит в отношениях), приложение 3, 4,5индивидуально цель опроса выявить уровень сексуального развития у анкетируемых девушек);
  • анализ анкетного опроса;
  • коррекция эмоционально - волевой сферы (индивидуальные занятия).

Приложение 1

Анкета

Мы приглашаем тебя к диалогу, ответь, пожалуйста, на вопросы нашей  анкеты.

 

  1. Считаете ли Вы, что современному человеку необходима подготовка к родительству?

_____________________________________________________________

  1. С какого возраста нужно начинать подготовку человека к родительству?

_____________________________________________________________

  1. Кто, по Вашему мнению, должен готовить человека к родительству?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

  1. Хотели бы Вы пройти обучение по программе «Ответственное родительство»?________________

 

Спасибо!

 

 

Приложение 2

Опросник «Шкала любви и симпатии» (З.Рубин, модификация Л.Я.Гозман, Ю.Е.Алешина)

Шкалы: шкала любви, шкала симпатии, общий уровень эмоциональных отношений в диаде

Назначение теста

Тест предназначен для определения, что преобладает во взаимоотношениях: любовь или симпатия.

Описание теста

Изначально шкалы любви и симпатии З.Рубина представляли собой 2 набора высказываний, в каждый из которых входило 13 пунктов, затем по мере работы над созданием методики количество утверждений было уменьшено до 9. При составлении шкал опросника З.Рубин исходил из определенных теоретических представлений о внутренней структуре измеряемых феноменов.

В частности, важными для измерения представлялись три компонента любви: привязанность, забота и степень интимности отношений. Шкала симпатии регистрирует: степень уважения, степень восхищения и степень воспринимаемого сходства объекта оценки с респондентом. В окончательный вариант методики, адаптированной Л. Я. Гозманом и Ю.Е.Алешиной, включены 14 пунктов.

Инструкция к тесту

Вашему вниманию представляются следующие утверждения, которые касаются Вас и Вашего(ей) супруга(и). К каждому утверждению необходимо подобрать тот вариант ответа, который, по Вашему мнению, наиболее соответствует сложившимся отношениям с ним (ней).

Постарайтесь отвечать как можно откровенней. Не задерживайтесь долго над обдумыванием какого-либо утверждения. И помните: нет правильных и неправильных ответов».

 

Варианты ответа: "Да, это так"; "Вероятно, это так"; "Вряд ли это так"; "Это совсем не так".

Тест

  1. Я чувствую, что могу доверить ему (ей) абсолютно все.
  2. Когда мы вместе, у нас всегда схожее настроение.
  3. Я могу сказать, что он (она) принадлежит только мне.
  4. Он (она) очень умный человек.
  5. Для нее (него) я готов(а) абсолютно на все.
  6. В большинстве случаев он (она) нравится людям почти сразу же после знакомства.
  7. Когда мне плохо, то хочется поделиться только с ним (ней).
  8. Я думаю, что мы с ним (ней) внутренне похожи друг на друга.
  9. Я чувствую себя в ответе за то, чтобы ему (ей) было хорошо.
  10. Мне хотелось бы быть похожим на него (нее).
  11. Мне приятно чувствовать, что он (она) доверяет мне больше других.
  12. Он (она) один (одна) из самых обаятельных мужчин (женщин), которых я знаю.
  13. Мне было бы очень тяжело, если бы пришлось жить без него (нее).
  14. Я уверен(а), что он (она) хорошо ко мне относится.

 

Обработка и интерпретация результатов теста

Ключ к тесту

Шкала любви: 1,3,5,7,9, 11, 13.

Шкала симпатии: 2, 4, 6,8,10,12,14.

Ответы оцениваются следующим образом:

  • ответ «Да» – 4 балла;
  • ответ «Вероятно, это так» – 3 балла;
  • ответ «Вряд ли это так» – 2 балла;
  • ответ «Это совсем не так» – 1 балл.

Баллы по каждой шкале суммируются.

Итоговые оценки могут варьировать от 7 до 28 баллов.

Подсчет суммарного балла по обеим шкалам, дает общий уровень эмоциональных отношений в диаде (от 14 до 56 баллов).

 

 

Приложение 3

 

Анкета «Половые отношения»

Мы приглашаем тебя к диалогу, ответь, пожалуйста, на вопросы нашей  анкеты.

 

  1. Имеете ли вы сексуальный опыт?

а) да

б) нет

 

  1. Почему вы начали половую жизнь?

а) из любопытства

б) случайно

в) чтобы казаться взрослее

г) под влиянием алкоголя или других веществ

д) свой вариант

____________________________________________________________________________________________________________________________________

 

  1. Откуда вы узнали о сексе?

а) телевидение, интернет

б) от сверстников, одноклассников, друзей

в) из специальной литературы

г) от родителей

д) от учителей

е) свой вариант

__________________________________________________________________

 

  1. Что вы понимаете под словосочетанием «половые отношения»?

а) секс

б) ухаживания

в) брак, семья

г) свой вариант

____________________________________________________________________________________________________________________________________

 

  1. Считаете ли  вы брак обязательным для вступления в сексуальные  отношения?

а) да

б) нет

 

  1. 6. Читаете ли  вы специальную литературу о  сексе?

а) да

б) нет

 

  1. Какие вы знаете  способы предохранения/контрацепции  от нежелательной беременности  или заболеваний передающихся  половым путем, ВИЧ/СПИД?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

  1. Может ли ранняя  половая жизнь причинить вред?

а) да

б) нет

в) не знаю

 

  1. Какие вы знаете  негативные последствия ранних  половых отношений?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

  1. Что вы считаете наиболее эффективным способом защиты от беременности, венерических заболеваний, ВИЧ/СПИД?

а) презервативы

б) таблетки

в) прерывание полового акта

г) воздержание

д) свой вариант

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

  1. Кому бы вы  сообщили, что вы (ваша подруга)  беременны?

а) друзья

б) родители, родственники

в) классный руководитель/учитель

г) доктор/врач

  1. Считаете ли  вы необходимыми курсы по половому  воспитанию в школе?

а) да

б) нет

 

Спасибо большое за ответы!!!

 

Приложение 4

 

Анкета для  подростков по половому воспитанию.

Мы приглашаем тебя к диалогу, ответь, пожалуйста, на вопросы нашей  анкеты.

Все ответы анкеты останутся  анонимными.

Нам важна ваша честность.

 

1) Твой возраст  __________  Твой пол        М       Ж

 

2)Был ли у тебя сексуальный опыт? __________________________________________________________________

 

3) В каком возрасте происходит  половое созревание у подростков?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

4)Как ты думаешь, каков  должен быть мотив вступления в интимную связь?

а) взаимная любовь

б) расчет на вступление в  брак

в) самоутверждение, чувство  зрелости

г) стремление к получению  удовольствия

д) модно,  престижно

е) любопытство

 

5) Как ты думаешь, можно  ли забеременеть при первом  половом контакте, если не предохраняться?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

6) Если бы ты узнал(а), что от тебя беременна подруга (ты беременна) как бы ты поступил(а)?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

7) Как ты думаешь в  твоем возрасте лучше оставить  ребенка или сделать аборт?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

8) Как ты думаешь, человек  твоего возраста в современном  обществе может обеспечить самостоятельно  себя и своего потенциального  ребенка?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

9) Какие могут быть  отрицательные последствия аборта?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

10) Как ты думаешь, нужны  ли подросткам познавательные  занятия о сексе и половой  жизни?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Спасибо большое за ответы!!!

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 5

 

Опрос «Первый раз»

Цель: выявить мотивацию заняться сексом в первый раз.

 

Варианты ответов (можно было давать до 3 ответов)

 

Из любопытства

 

Из стремления быть "как все"

 

Из-за стремления самоутвердиться, доказать что-то приятелям или близким

 

По любви, из-за влюбленности

 

Из желания угодить партнеру, доставить ему радость

 

Для повышения самооценки

 

Из-за сексуального влечения

 

Не отдавал(а) себе отчета в том, что делаю (в состоянии алкогольного, наркотического опьянения)

 

По принуждению

 

Другое

 

Замужество, женитьба

 

Затрудняюсь ответить, нет ответа

свернуть

Профилактика насилия в семье

Законодательная база Республики Беларусь, регулирующая вопросы домашнего насилия

В Республике Беларусь пока нет отдельного закона о предотвращении домашнего насилия. Международные документы, применимые на территории Беларуси, имеют декларативный характер. Нормы Уголовного кодекса и кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях направлены не на предупреждение, а на ликвидацию последствий случившегося, и начинают действовать после факта совершения насилия. Белорусское государство не имеет права вмешиваться в частную жизнь до факта совершения насилия на этапе его предотвращения.

         На данный момент решение проблемы домашнего насилия в Республике Беларусь регулируется следующими нормативно-правовыми документами:

  1. Конституция Республики Беларусь;
  2. Уголовный кодекс Республики Беларусь;
  3. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях;
  4. Кодекс Республики Беларусь о браке и семье;
  5. Гражданский Кодекс Республики Беларусь;
  6. Закон Республики Беларусь «Об основах деятельности по профилактике правонарушений»;
  7. Закон Республики Беларусь «О социальном обслуживании».

Конституция Республики Беларусь

Статья 8, ч. 1 «Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства». Ратифицировав ряд международных документов, Республика Беларусь признает право всех своих граждан на жизнь без насилия.

Статья 25, ч. 3 «Никто не должен подвергаться пыткам, жестокому, бесчеловечному либо унижающему его достоинство обращению или наказанию».

Статья 32, ч. 5 «Женщинам обеспечивается предоставление равных с мужчинами возможностей в получении образования и профессиональной подготовке, в труде и продвижении по службе (работе), в общественно-политической, культурной и других сферах деятельности, а также создание условий для охраны их труда и здоровья».

Уголовный кодекс Республики Беларусь

Глава 19 «Преступления против жизни и здоровья»

Статья 139. Убийство «Умышленное противоправное лишение жизни другого человека».

Статья 144. Причинение смерти по неосторожности.

Статья 145. Доведение до самоубийства «Доведение лица до самоубийства или покушения на него путем жестокого обращения с потерпевшим или систематического унижения его личного достоинства».

Статья 146. Склонение к самоубийству «Умышленное возбуждение у другого лица решимости совершить самоубийство, если лицо покончило жизнь самоубийством или покушалось на него».

Статья 147. Умышленное причинение тяжкого телесного повреждения «Умышленное причинение тяжкого телесного повреждения, то есть повреждения, опасного для жизни, либо повлекшего за собой потерю зрения, речи, слуха, какого-либо органа или утрату органом его функций, прерывание беременности, психическое расстройство (заболевание), иное расстройство здоровья, соединенное со стойкой утратой общей трудоспособности не менее чем на одну треть, либо вызвавшее расстройство здоровья, связанное с травмой костей скелета, на срок свыше четырех месяцев, либо выразившееся в неизгладимом обезображении лица или шеи».

Статья 148. Умышленное лишение профессиональной трудоспособности «Умышленное причинение телесного повреждения, не опасного для жизни и не повлекшего последствий, предусмотренных статьей 147 настоящего Кодекса, но соединенного с заведомо для виновного полной утратой профессиональной трудоспособности».

Статья 149. Умышленное причинение менее тяжкого телесного повреждения «Умышленное причинение менее тяжкого телесного повреждения, то есть повреждения, не опасного для жизни и не повлекшего последствий, предусмотренных статьей 147 настоящего Кодекса, но вызвавшего длительное расстройство здоровья на срок до четырех месяцев либо значительную стойкую утрату трудоспособности менее чем на одну треть».

Статья 153. Умышленное причинение легкого телесного повреждения «Умышленное причинение легкого телесного повреждения, то есть повреждения, повлекшего за собой кратковременное расстройство здоровья либо незначительную стойкую утрату трудоспособности».

Статья 154. Истязание «Умышленное причинение продолжительной боли или мучений способами, вызывающими особые физические и психические страдания потерпевшего, либо систематическое нанесение побоев, не повлекшие последствий, предусмотренных статьями 147 и 149 настоящего Кодекса».

Статья 157. Заражение вирусом иммунодефицита человека «Заведомое поставление другого лица в опасность заражения вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекцией)».

Статья 158. Заражение венерическим заболеванием «Заведомое поставление другого лица через половое сношение или иными действиями в опасность заражения венерическим заболеванием лицом, знавшим о наличии у него этого заболевания».

Глава 20 «Преступления против половой неприкосновенности или половой свободы»

Статья 166. Изнасилование «Половое сношение вопреки воле потерпевшей с применением насилия или с угрозой его применения к женщине или ее близким либо с использованием беспомощного состояния потерпевшей».

Статья 167. Насильственные действия сексуального характера.  Мужеложство, лесбиянство или иные действия сексуального характера, совершенные вопреки воле потерпевшего (потерпевшей) с применением насилия или с угрозой его применения либо с использованием беспомощного состояния потерпевшего (потерпевшей),

Статья 168. Половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста «Половое сношение, мужеложство, лесбиянство или иные действия сексуального характера, совершенные лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста, с лицом, заведомо не достигшим шестнадцатилетнего возраста, при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных статьями 166 и 167».

Статья 169. Развратные действия «Развратные действия, совершенные лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста, в отношении лица, заведомо не достигшего шестнадцатилетнего возраста, при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных статьями 166, 167 и 168».

Статья 170. Понуждение к действиям сексуального характера «Понуждение лица к половому сношению, мужеложству, лесбиянству или совершению иных действий сексуального характера путем шантажа, угрозы уничтожением, повреждением или изъятием имущества либо с использованием служебной, материальной или иной зависимости потерпевшего (потерпевшей)».

Глава 22 «Преступления против личной свободы, чести и достоинства»

Статья 183. Незаконное лишение свободы «Ограничение личной свободы человека путем водворения его в какое-либо помещение, связывания или иного насильственного удержания при отсутствии признаков должностного или другого более тяжкого преступления».

Статья 185. Принуждение «Принуждение лица к выполнению или невыполнению какого-либо действия, совершенное под угрозой применения насилия к нему или его близким, уничтожения или повреждения их имущества, распространения клеветнических или оглашения иных сведений, которые они желают сохранить в тайне, либо под угрозой ущемления прав, свобод и законных интересов этих лиц, при отсутствии признаков более тяжкого преступления».

Статья 186. Угроза убийством, причинением тяжких телесных повреждений или уничтожением имущества «Угроза убийством, причинением тяжких телесных повреждений или уничтожением имущества общеопасным способом, если имелись основания опасаться ее осуществления».

Статья 188. Клевета «Распространение заведомо ложных, позорящих другое лицо измышлений (клевета), совершенное в течение года после наложения мер административного взыскания за клевету или оскорбление».

Статья 189. Оскорбление «Умышленное унижение чести и достоинства личности, выраженное в неприличной форме (оскорбление), совершенное в течение года после наложения мер административного взыскания за оскорбление или клевету».

В основном вышеперечисленные преступления являются делами публичного обвинения. Однако статьей 26 Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь предусмотрено:

Частью 2 – дела о преступлениях, предусмотренных статьями 153, частью первой статьи 188, статьей 189 Уголовного кодекса Республики Беларусь, являются делами частного обвинения, возбуждаются лицом, пострадавшим от преступления, его законным представителем или представителем юридического лица и производство по ним подлежит прекращению в случае примирения его с обвиняемым.

Частью 4 – дела о преступлениях, предусмотренных частью 1 статьи 149, частью 1 статьи 154, частью 1 статьи 166, статьей 186, частью 2 статьи 188 Уголовного кодекса Республики Беларусь, являются делами частно-публичного обвинения, возбуждаются не иначе как по заявлению лица, пострадавшего от преступления, его законного представителя или представителя юридического лица.

Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях

Глава 9 «Административные правонарушения против здоровья, чести и достоинства человека, прав и свобод человека и гражданина»

Статья 9.2. Клевета «Клевета, то есть распространение заведомо ложных, позорящих другое лицо измышлений».

Статья 9.3. Оскорбление «Оскорбление, то есть умышленное унижение чести и достоинства личности, выраженное в неприличной форме».

Кодекс Республики Беларусь о браке и семье

Глава 5 «Права и обязанности супругов»

Статья 201. Равенство супругов в семейных отношениях «Все вопросы брачных и семейных отношений супруги решают совместно, по обоюдному согласию и на основе равенства. Супруги обязаны строить свои отношения в семье на основе взаимоуважения и взаимопомощи, справедливого распределения семейных обязанностей, содействия в реализации каждым из них права на материнство (отцовство), физическое и духовное развитие, получение образования, проявление своих способностей, труд и отдых. Супруги вправе самостоятельно решать вопросы, касающиеся их личных интересов, если иное не оговорено в Брачном договоре».

Статья 21. Право супругов на выбор фамилии при заключении брака.

Статья 22. Право супругов на свободный выбор занятий, профессии и места жительства.

Статья 23. Общая совместная собственность супругов.

Статья 24. Определение долей в общей совместной собственности супругов при разделе имущества.

Глава 6 «Прекращение брака»

Статья 35. Недопустимость расторжения брака «Расторжение брака недопустимо во время беременности жены и до достижения ребенком возраста трех лет без письменного согласия другого супруга…».

Статья 41. Раздел общей совместной собственности супругов.

Гражданский кодекс Республики Беларусь

Статья 259 «Общая собственность супругов».

1. Имущество, нажитое супругами во время брака, находится в их совместной собственности, если договором между ними не установлен иной режим этого имущества.

2. Имущество, принадлежавшее каждому из супругов до вступления в брак, а также полученное одним из супругов во время брака в дар или в порядке наследования, находится в его собственности.

Вещи индивидуального пользования (одежда, обувь и т.п.), за исключением драгоценностей и других предметов роскоши, хотя и приобретенные во время брака за счет общих средств супругов, признаются собственностью того супруга, который ими пользовался.

Имущество каждого из супругов может быть признано их совместной собственностью, если будет установлено, что в течение брака за счет общего имущества супругов или личного имущества другого супруга были произведены вложения, значительно увеличивающие стоимость этого имущества (капитальный ремонт, реконструкция, переоборудование и т.п.). Настоящее правило не применяется, если договором между супругами предусмотрено иное.

3. По обязательствам одного из супругов взыскание может быть обращено лишь на имущество, находящееся в его собственности, а также на его долю в общем имуществе супругов, которая причиталась бы ему при разделе этого имущества. Обращение взыскания на имущество унитарного предприятия, принадлежащее супругам на праве совместной собственности, не допускается.

3<sup>1</sup>. При разделе имущества, находящегося в совместной собственности супругов, супруг участника хозяйственного товарищества, общества с ограниченной ответственностью или общества с дополнительной ответственностью вправе требовать в судебном порядке признания за ним права на причитающуюся ему часть доли его супруга в уставном фонде соответствующего товарищества или общества.

В случае признания судом за супругом участника хозяйственного товарищества, общества с ограниченной ответственностью или общества с дополнительной ответственностью права на причитающуюся ему часть доли его супруга в уставном фонде соответствующего товарищества или общества с согласия остальных участников этого товарищества или общества он вправе стать его участником либо требовать выплаты стоимости причитающейся ему части доли его супруга в уставном фонде или выдачи в натуре имущества на такую стоимость. При этом отказ во включении в состав участников соответствующего товарищества или общества влечет обязанность этого товарищества или общества выплатить супругу стоимость причитающейся ему части доли его супруга в уставном фонде либо выдать в натуре имущество на такую стоимость.

Определение стоимости части доли в уставном фонде товарищества или общества и ее выплата либо выдача в натуре имущества на такую стоимость осуществляются в соответствии с пунктом 2 статьи 64 настоящего Кодекса в срок, предусмотренный учредительными документами этого товарищества или общества, но не позднее двенадцати месяцев со дня предъявления супругом соответствующего требования.

Правила частей первой и второй настоящего пункта распространяются на случаи раздела имущества, находящегося в совместной собственности супругов, один из которых является членом производственного кооператива. При этом определение стоимости части пая супруга в имуществе производственного кооператива и ее выплата либо выдача в натуре имущества на такую стоимость осуществляются в соответствии с пунктом 1 статьи 111 настоящего Кодекса в срок, предусмотренный уставом производственного кооператива, но не позднее двенадцати месяцев со дня предъявления супругом соответствующего требования.

4. Правила определения долей супругов в общем имуществе при его разделе и порядок такого раздела устанавливаются законодательством о браке и семье.

Закон Республики Беларусь «О социальном обслуживании»

Вопросы социальной поддержки и оказания социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи гражданам, оказавшимся в сложной жизненной ситуации, а также вопросы социальной адаптации и реабилитации оговорены в законе Республики Беларусь от 22 мая 2000 г. № 395-З «О социальном обслуживании». Закон определяет «трудную жизненную ситуацию» как ситуацию, объективно нарушающую нормальную жизнедеятельность гражданина (… конфликты и жестокое обращение в семье…) и сложную для его самостоятельного разрешения. Домашнее насилие подпадает под это определение целиком и полностью. В законе оговорен порядок работы государственной системы социальных служб, центров, где есть специальные отделения помощи пострадавшим

Закон Республики Беларусь «Об основах деятельности

по профилактике правонарушений»

Принят 4 января 2014 года, № 122-з

Настоящий Закон устанавливает правовые и организационные основы деятельности по профилактике правонарушений и закрепляет основные формы участия государственных органов (организаций), иных организаций и граждан в осуществлении этой деятельности.

ГЛАВА1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные термины и их определения, применяемые в настоящем Законе
В настоящем Законе применяются следующие основные термины и их определения: […]
насилие в семье – умышленные действия физического, психологического, сексуального характера члена семьи по отношению к другому члену семьи, нарушающие его права, свободы, законные интересы и причиняющие ему физические и (или) психические страдания;

члены семьи – близкие родственники, другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и иные граждане, проживающие совместно с гражданином и ведущие с ним общее хозяйство

Статья 17. Основные профилактические мероприятия по предупреждению насилия в семье

  • Местные исполнительные и распорядительные органы во взаимодействии с органами внутренних дел, органами управления здравоохранением, государственными организациями здравоохранения, органами управления образованием, учреждениями образования, органами по труду, занятости и социальной защите, учреждениями социального обслуживания, иными организациями принимают меры по выявлению и устранению причин насилия в семье и условий, ему способствующих, организуют деятельность по оказанию помощи жертвам насилия.
  • Местные исполнительные и распорядительные органы во взаимодействии с органами внутренних дел, органами управления образованием, учреждениями образования, органами по труду, занятости и социальной защите, иными организациями обеспечивают проведение информационно-просветительской работы по предупреждению насилия в семье, организуют деятельность по подготовке, переподготовке и повышению квалификации специалистов по вопросам профилактики насилия в семье.
  • Местные исполнительные и распорядительные органы принимают решения о создании государственных организаций, их структурных подразделений по предоставлению услуг временного приюта гражданам, пострадавшим от насилия в семье, а также принимают при необходимости в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь, меры по обеспечению местами временного пребывания граждан, в отношении которых вынесено защитное предписание.
  • Учреждения социального обслуживания, иные государственные организации, их структурные подразделения, оказывающие социальные услуги гражданам, пострадавшим от насилия в семье, осуществляют учет данных об оказании помощи гражданам, пострадавшим от насилия в семье, обобщают, систематизируют и анализируют полученную информацию.
  • Органы внутренних дел во взаимодействии с учреждениями социального обслуживания, иными государственными организациями, их структурными подразделениями, оказывающими социальные услуги гражданам, пострадавшим от насилия в семье, государственными организациями здравоохранения, учреждениями образования, организациями, осуществляющими эксплуатацию жилищного фонда и (или) предоставляющими жилищно-коммунальные услуги, в пределах своей компетенции проводят профилактические мероприятия по выявлению фактов насилия в семье и граждан, совершающих насилие в семье.
  • Органы внутренних дел осуществляют учет сведений о правонарушениях, совершенных членами семьи по отношению к другим членам семьи, обобщают и систематизируют полученную информацию.
  • Органы прокуратуры, органы внутренних дел, местные исполнительные и распорядительные органы, другие государственные органы, государственные организации здравоохранения, учреждения образования в целях защиты прав, свобод и законных интересов детей в пределах своей компетенции осуществляют подготовку материалов для принятия в установленном порядке решений о признании граждан ограниченно дееспособными, об отобрании ребенка без лишения родительских прав или о лишении родительских прав, о применении принудительных мер безопасности и лечения граждан, страдающих психическими расстройствами (заболеваниями).
  • Органы внутренних дел и органы прокуратуры разъясняют гражданам, пострадавшим от насилия в семье, их право обратиться с заявлением о возбуждении уголовного дела либо с заявлением об административном правонарушении, информируют их об организациях, в которых оказывается помощь пострадавшим от насилия в семье, а также в пределах своей компетенции осуществляют подготовку материалов для принятия в установленном порядке решений о привлечении граждан, совершающих насилие в семье, к административной или уголовной ответственности.
  • Государственные организации здравоохранения оказывают медицинскую и психологическую помощь гражданам, пострадавшим от насилия в семье, уведомляют о совершенном насилии в семье другие субъекты профилактики правонарушений согласно их компетенции, представляют в установленном порядке информацию о гражданах, пострадавших от насилия в семье, и гражданах, совершивших насилие в семье, которым оказана медицинская помощь.

Статья 31. Защитное предписание
Защитное предписание – установление гражданину, совершившему насилие в семье, ограничений на совершение определенных действий.
Защитное предписание применяется после вынесения постановления о наложении административного взыскания за правонарушение, предусмотренное статьями 9.1, 9.3, 17.1 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, совершенное по отношению к члену семьи, к гражданину:
которому вынесено официальное предупреждение по основаниям, предусмотренным абзацами третьим или пятым части второй статьи 26 настоящего Закона. При этом защитное предписание применяется в течение года после объявления такого официального предупреждения;

в отношении которого осуществляется профилактический учет по основаниям, предусмотренным абзацами третьим или четвертым части второй статьи 28 настоящего Закона.
Защитное предписание выносится гражданину в письменной форме руководителем органа внутренних дел или его заместителем в трехдневный срок с момента получения постановления о наложении административного взыскания за правонарушение, предусмотренное статьями 9.1, 9.3, 17.1 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, совершенное по отношению к члену семьи.
Защитным предписанием гражданину, в отношении которого оно вынесено, запрещается:

  • предпринимать попытки выяснять место пребывания гражданина (граждан), пострадавшего (пострадавших) от насилия в семье, если этот гражданин (граждане) находится (находятся) в месте, неизвестном гражданину, совершившему насилие в семье;
  • посещать места нахождения гражданина (граждан), пострадавшего (пострадавших) от насилия в семье, если этот гражданин (граждане) временно находится (находятся) вне совместного места жительства или места пребывания с гражданином, в отношении которого вынесено защитное предписание;
  • общаться с гражданином (гражданами), пострадавшим (пострадавшими) от насилия в семье, в том числе по телефону, с использованием глобальной компьютерной сети Интернет.

Защитное предписание с письменного согласия совершеннолетнего гражданина (граждан), пострадавшего (пострадавших) от насилия в семье, обязывает гражданина, совершившего насилие в семье, временно покинуть общее с гражданином (гражданами), пострадавшим (пострадавшими) от насилия в семье, жилое помещение и запрещает распоряжаться общей совместной собственностью.
Защитное предписание с установлением обязанности и запрета, указанных в части пятой настоящей статьи, согласовывается соответствующим прокурором при отсутствии письменного согласия гражданина (граждан), пострадавшего (пострадавших) от насилия в семье, если этот гражданин (граждане) находится (находятся) в зависимости от гражданина, в отношении которого вынесено защитное предписание, либо по иным причинам не способен (способны) самостоятельно защитить свои права и законные интересы.

 

 

Что такое домашнее насилие?

 

«Насилие в семье - умышленные действия физической, психологической, сексуальной направленности одного члена семьи по отношению к другому члену семьи, нарушающие его права, свободы, законные интересы и причиняющие ему физические и (или) психические страдания».

Закон Республики Беларусь «Об основах деятельности

по профилактике правонарушений»

Насилие в отношении женщин, как подразумевается, охватывает следующие случаи, но не ограничивается ими:

физическое, половое и психологическое насилие, которое имеет место в семье, включая нанесение побоев, половое принуждение в отношении девочек в семье, насилие, связанное с приданым, изнасилование жены мужем, повреждение женских половых органов и другие традиционные виды практики, наносящие ущерб женщинам, внебрачное насилие и насилие, связанное с эксплуатацией;

Декларация об искоренении насилия в отношении женщин Ст.2

 

свернуть
поделиться в: