Статья 159. Уголовного кодекса Республики Беларусь.
Оставление в опасности
1. Неоказание лицу, находящемуся в опасном для жизни состоянии, необходимой и явно не терпящей отлагательства помощи, если она заведомо могла быть оказана виновным без опасности для его жизни или здоровья либо жизни или здоровья других лиц, либо несообщение надлежащим учреждениям или лицам о необходимости оказания помощи –
наказываются общественными работами, или штрафом, или исправительными работами на срок до одного года.
2. Заведомое оставление без помощи лица, находящегося в опасном для жизни и здоровья состоянии и лишенного возможности принять меры к самосохранению по малолетству, старости, заболеванию или вследствие своей беспомощности, в случаях, если виновный имел возможность оказать потерпевшему помощь и был обязан о нем заботиться, –
наказывается арестом или ограничением свободы на срок до двух лет.
3. Заведомое оставление в опасности, совершенное лицом, которое само по неосторожности или с косвенным умыслом поставило потерпевшего в опасное для жизни или здоровья состояние, –
наказывается арестом на срок до шести месяцев или лишением свободы на срок до трех лет.
По просьбе прокуратуры Брестского района размещаем следующую информацию для родителей:
В 2015 г. судом Брестского района с участием прокурора рассмотрено 5 дел о направлении несовершеннолетних в возрасте от 11 до 18 лет, нуждающихся в особых условиях воспитания в специальные учебно-воспитательные и специальные лечебно-воспитательные учреждения, причем 2 решения о направлении в специальные учебно-воспитательные приняты в отношении девочек.
Особую обеспокоенность вызывает рост количества несовершеннолетних, чье поведение подводит их к черте кандидатов для помещения в специальные учебно-воспитательные учреждения, специальные лечебно-воспитательные учреждения, поскольку в период с 2013 г. -2014 г. данная категория гражданских дел районным судом не рассматривалась.
В специальные лечебно-воспитательные учреждения помещаются несовершеннолетние, нуждающиеся в особых условиях воспитания, в возрасте от 11 до 18 лет, которые имеют особенности психофизического развития, либо страдают заболеваниями, перечень которых утверждается Министерством здравоохранения Республики Беларусь, либо состоят в порядке, установленном законодательством, на наркологическом учете.
Дела указанной категории рассматриваются в порядке особого производства с учетом особенностей, предусмотренных ГПК Республики Беларусь, с обязательным участием прокурора.
Основаниями к помещению несовершеннолетнего в специальное учреждение по решению суда согласно Закону Республики Беларусь от 31.05.2003 № 200-З «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» с изменениями и дополнениями (далее — Закон) являются:
1. в отношении несовершеннолетнего приняты решение об отказе в возбуждении уголовного дела или о прекращении производства по уголовному делу из-за недостижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность, либо если вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством (заболеванием), во время совершения общественно опасного деяния они был не способны сознавать фактический характер или общественную опасность своего деяния;
2. в течение года несовершеннолетний три раза был привлечен к административной ответственности за умышленное причинение телесного повреждения, или мелкое хищение, или умышленное уничтожение либо повреждение имущества, или мелкое хулиганство, или распитие алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива в общественном месте либо появление в общественном месте или на работе в состоянии опьянения, или занятие проституцией, или заведомо ложное сообщение, или управление транспортным средством в состоянии опьянения, или управление транспортным средством без права управления этим средством и после проведения индивидуальной профилактической работы вновь привлечен к административной ответственности за совершение одного из указанных в настоящем абзаце административных правонарушений и у него сформировалось нежелание вести правопослушный образ жизни;
3. в течение года несовершеннолетний три раза совершил деяния, содержащие признаки указанных выше административных правонарушений, но не достиг ко времени совершения таких деяний возраста, с которого наступает административная ответственность, и после проведения индивидуальной профилактической работы вновь совершил одно из этих деяний и у него сформировалось нежелание вести законопослушный образ жизни.
Поскольку помещение несовершеннолетнего, у которого сформировалось устойчивое нежелание вести правопослушный образ жизни, в спецучреждение является крайней мерой, особое внимание родителей и педагогов хочется обратить на принятие всех мер, направленных на исправление поведения подростка, замеченного в антиобщественном поведении, и усиление контроля за его поведением со стороны родителей, особенно во внеурочное время и во время каникул.
Старший помощник
прокурора Брестского района
юрист 2 класса И.В. Марейко
По просьбе прокуратуры Брестского района размещаем следующую информацию для родителей:
Надзор за соблюдением законодательства о несовершеннолетних и молодежи является одним из приоритетных направлений деятельности органов прокуратуры Республики Беларусь.
По-прежнему остается острой проблема предупреждения преступности и правонарушений среди несовершеннолетних, защите их прав и законных интересов.
Отмечая тенденцию сохранения уровня преступности несовершеннолетних в 2015 г. в сравнении с 2014 г. и активизацию работы со стороны субъектов профилактики в данном направлении, проводимые прокуратурой района проверки соблюдения Закона Республики Беларусь от 31.05.2003 №200-З «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» показывают отсутствие системного и комплексного похода к осуществлению профилактической работы со стороны субъектов профилактики и незаинтересованность родителей в правовом просвещении несовершеннолетних и контроле за времяпрепровождением детей, о чем свидетельствует увеличение количества внесенных прокурором района актов реагирования.
Так, в рамках осуществления надзора за исполнением законодательства о несовершеннолетних и молодежи прокуратурой Брестского района проведен ряд проверок в учреждениях образования района, Брестском районном исполнительном комитете, КУМПП ЖКХ «Брестское ЖКХ» предприятиях района, по результатам которых подготовлены и внесены акты прокурорского реагирования: 8 представлений, в том числе 4 по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, 17 предписаний, в том числе 6 предписаний, направленных на защиту прав в неблагополучных семьях; принесено 5 протестов; объявлено 44 официальных предупреждений, в том числе 26- по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних , 14- по профилактике пьянства и наркомании в молодежной среде, 22 лица привлечены к дисциплинарной ответственности по требованию прокурора в рамках проведения проверок соблюдения законодательства по предупреждению преступности и правонарушений среди несовершеннолетних; 12 лиц по требованию прокурора привлечены к административной ответственности.
По результатам проведенных прокуратурой проверок и внесенных прокурора района предписаний 5 несовершеннолетних из 4 семей признаны находящимися в социально-опасном положении. С данными семьями соответствующими субъектами проводится работа по реализации индивидуальных планов защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, и преодолению показателей социально опасного положения.
Вместе с тем, хочется в очередной раз обратить внимание родителей на необходимость активного взаимодействия с учреждениями образования, в которых обучаются Ваши дети, для своевременного и комплексного принятия мер по предупреждению преступности и правонарушений среди несовершеннолетних и в отношении несовершеннолетних, защите их прав и законных интересов.
Старший помощник
прокурора Брестского района
юрист 2 класса И.В. Марейко