Советы опытного педагога
1.Входя в класс, помни, что каждый из учеников - уникальная и неповторимая личность.
2. Не забывай, что перед тобой не "чистый лист бумаги", а ученик-личность, имеющий свой жизненный опыт, свои взгляды на окружающую действительность и собственный личностный опыт в виде эмоций, чувств, переживаний.
3. Помни, что ученику, как и тебе, от природы даны одинаковые личностные функции - мотивационная, мировоззренческая, критическая, смыслотворческая, рефлексивная и др. Еще стоя перед дверью класса, скажи себе: "Я иду не учить их, а иду учиться вместе с ними, так как они тоже личности!" Постоянно помни о том, что ученик, сидящий в классе перед тобой - личность!
4.Определи для себя несколько важных моментов и добейся их выполнения:
· Начинай урок всегда вовремя;
· Всегда будь готовым к уроку, чего бы это ни стоило;
· Приходи в класс до звонка, чтобы успеть проверить состояние кабинета, готовность доски, учеников, сделать записи в журнале, ответить на возможные вопросы учеников, самому что-то сказать и т. д.;
· Обязательно записывай на доске тему, цель урока и домашнее задание (проследи, чтобы все ученики записали его в дневниках).
· Как можно быстрее учись распределять внимание, чтобы на любом этапе урока держать в поле зрения весь класс, успеть спросить ученика, если он отвлекается или думает о чем-то своем.
· Не пренебрегай записями на доске, даже простенькими чертежами, рисунками, ибо ученик, каким бы невнимательным он ни был, обязательно перепишет с доски в тетрадь.
5. Любыми способами добивайся внимания учеников на уроке. Вот несколько советов по этому поводу:
· интересное объяснение, опыт, вопрос (работает непроизвольное внимание);
· комментирование решения задачи с места, без записи на доске;
· умело применяй на уроке слово "Внимание", но не злоупотребляй им. Ученикам надо обязательно вначале сказать, какую важную роль на уроке играет это слово: если учитель произнес "Внимание!"- значит, ученик должен переключиться на учителя, чем бы он ни занимался до этого.
6. Возьми себе за правило: к подготовке каждого урока относиться творчески, вносить в него свою «изюминку». Психологические исследования... показывают, что привораживать сердца ребят могут только учителя, работающие творчески и с увлечением.
7. Разрабатывай подробные конспекты уроков. Пусть они будут отличаться от обычных: формой урока, методами, насыщенностью, интересной информацией, опытами и т.д. Готовясь к каждому уроку, выдели минимальный набор самых основных вопросов, понятий и держи их в поле зрения учеников весь урок. Аналогично в каждой теме выдели основные понятия и многократно их повторяй на протяжении всей темы. Используй на уроках принцип Ходжи Насреддина: "Пусть те, которые знают, расскажут тем, которые не знают".
6.Не бойся учиться у учеников;
7. Посещай уроки своих коллег;
8.Запомни совет: "Обещал - сделай!".
9.Обязательно изучай методическую и психологическую литературу, активно участвуй в работе МО, педсоветов.
Как учат сегодня
Принцип 1: вызвать у учащихся устойчивую мотивацию к учебной деятельности, это может основываться на личном опыте учащихся.
Принцип 2: учить диалогично, т.е. в сотрудничестве с учащимися, а не по принципу «сверху вниз».
Принцип 3: учить диагностично: постоянно наблюдать за учебной деятельностью учеников, поправлять и поддерживать в случае необходимости.
Принцип 4: разделять содержание образования на подходящие учебные единицы и задачи. Этот подход должен быть вариативным для различных категорий учащихся, чтобы обеспечивать возможно полную ориентировочную основу для разнородных категорий учеников для переформирования структуры их учебной мотивации (или познавательного интереса).
Принцип 5: обеспечивать учебное содержание на различных уровнях. Это нужно для того, что бы процесс шел как можно более эффективно.
Принцип 6: обучать в соответствующем темпе, используя подходящие средства или медиаторы (например: устную речь, письменную речь, графические модели и символы и т.д.).
Принцип 7: обучать и помогать учащимся на уровне их фактических способностей (например: набора коммуникативных и мыслительных действий и их способа обращения с жизненным опытом), а не на уровне внешних характеристик ответов учащихся при выполнении учебных задач.
Принцип 8: развивать способствовать к рефлексии и оцениванию самими учащимися своего прогресса (чувства компетентности).
Принцип 9: обеспечивать набор заданий для группы перед тем, как учащиеся начнут работать самостоятельно. Содействие нужно для того, чтобы избежать «ригидности» действий, речи, мыслей.
Принцип 10: стимулировать инициативу и творчество учащихся для того, чтобы они овладевали предметным содержанием гораздо глубже.
Принцип 11: способствовать действительному формированию субъектности, которая выражается именно в положительном отношении учащихся к школьным предметам, и в особенности в самоопределении, самоответственности, в самостоятельности по отношению к познавательной деятельности.
Принцип 12: обеспечивать условия для благоприятного климата в классе, ведущего к формированию социально – интегрированной личности учащихся.
Правила воздействия на личность школьника в конфликтной ситуации:
Правило 1. Сохраняйте спокойствие. Постарайтесь приложить волевые усилия, чтобы в острой ситуации сдержать себя. Подростковая и юношеская аудитория высоко ценит спокойствие и юмор педагогов в напряженных ситуациях.
Правило 2. Задержка реакции. Не следует сразу же вступать в полемику с оппонентом. Надо сделать вид, что вы как будто не замечаете нарушителя, хотя в тоже время даете понять, что хорошо видите его действия. Суть приема в том, что он подчеркивает второстепенность вызывающего поведения нарушителя и поэтому педагогу вроде бы пока не до него. Оптимальное время задержки 10 – 15 секунд, хотя в данной ситуации конфликта они воспринимаются как более длительный интервал времени в связи с ожиданием ответа учителя на вызов школьника.
Правило 3. Перевод реакции. Прием технически реализуется через выполнение учителем повседневных действий на уроке (обращение к классу с приветствием, работа с журналом и т.д.) несмотря на чрезвычайную обстановку. В итоге «герой» конфликта остается наедине с собой, этим перечеркивается сам «замысел» борьбы.
Правило 4. Рационализация ситуации. Известно, что все то, что стало смешным и неуклюжим в глазах окружающих теряет силу воздействия и перестает быть опасным. Осмеянный нарушитель как носитель отрицательных групповых норм теряет авторитет в глазах класса, его отрицательное влияние резко уменьшается. Способность учителя применить юмор в конфликтной ситуации быстро разряжает обстановку.
Правило 5. Парадоксальная реакция. Попробуйте поблагодарить нарушителя за помощь (с легкой иронией) и обернуть ситуацию на пользу.
Наши дети – это наша старость.
Правильное воспитание – это наша счастливая старость;
плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы,
это наша вина перед другими людьми, перед всей страной.
А.С.Макаренко