Родительский университет

План Родительского университета

 

 

План работы Родительского университета

ГУО «Средняя школа д. Большие Радваничи»

на 2024/2025 учебный год

 

Цель Родительского университета –повышение педагогической и психологической культуры родителей, формирование ответственного, позитивного родительства. Университет педагогических знаний для родителей должен способствовать установлению контактов родителей со школой, взаимодействию родителей и педагогов в воспитании, развитии и социализации ребенка.

Основные задачи Родительского университета:

  • формировать ценностно-смысловые основы родительства; актуализировать чувство ответственности за выполнение родительских функций;
  • формировать и развивать психолого-педагогические компетенции родителей в области семейного воспитания(формировать знания о семейной психологии, детско-родительских отношениях, возрастных особенностях детей, формировать гармоничные семейные отношения, навыки конструктивного взаимодействия с детьми и др.), содействовать развитию навыков самообразования родителей;
  • обеспечить целенаправленную работу по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства, снизить риск конфликтных ситуаций и кризисных состояний, возникновения затруднений в семейном воспитании, оказать своевременную психолого-педагогическую и информационную помощь семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию;
  • организовать эффективное сотрудничество и партнерство родителей обучающихся и учреждения образования и т.д.

 

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

I ступень – «Мой ребенок – младший школьник»

для родителей учащихся I-IVклассов

Темы занятий, перечень изучаемых вопросов

Сроки проведения

Форма

проведения

Ответственные

1.

. Адаптация учащихся в 1-м классе.

Физиологическая, психологическая и социальная адаптация обучающихся к школе. Причины социально-психологической дезадаптации. Помощь ребенку в адаптации к школе

(1 класс)

сентябрь

Лекция

Педагог-психолог Мисак Н.Н.

2.

Возрастные психофизиологические особенности учащихся 4-х классов. Познавательная рефлексия: способность осознать причины учебных неудач и успехов. Формирование произвольности познавательных процессов: внимания, памяти. Личностные особенности младших школьников.(4кл)

сентябрь

Лекция

Педагог-психолог Мисак Н.Н.

3.

Психологические и физиологические особенности третьеклассников.

Специфика развития восприятия, внимания, памяти, мышления у младших школьников. Особенности межличностного общения. Самооценка младших школьников (3 кл)

декабрь

Семинар-практикум

Педагог-психолог Мисак Н.Н.

4.

Влияния семьи на эмоциональное состояние ребенка.

Семейное благополучие и семейное неблагополучие. Факторы, причины и индикаторы семейного неблагополучия. Семьи со скрытой формой неблагополучия.

Влияние внутрисемейных отношений на развитие личности и психическое здоровье ребенка (2 класс)

февраль

Лекция

Педагог-психолог Мисак Н.Н.

5.

Ребенок и компьютер.

Компьютер дома: польза или вред? Компьютерные игры.

Влияние компьютера на организм и личность ребенка. Плюсы и минусы использования компьютера школьником. Как правильно организовать работу школьника за компьютером. Сохранение здоровья ребенка при работе за компьютером (4 класс)

февраль

Дискуссия

Педагог-психолог Мисак Н.Н.

6.

Положительные эмоции в жизни школьника.

Эмоции в нашей жизни. Значение эмоционально-чувственной сферы для формирования полноценной личности. Рекомендации родителям по развитию положительных эмоций ребенка (1 класс)

апрель

Семинар-практикум

Педагог-психолог Мисак Н.Н.

7.

Эффективное общение в семье – залог успеха школьника.

Сущность семейного общения. Семья как система межличностных взаимодействий. Общение как процесс взаимовлияния. Особенности семейного общения. Культура семейного общения. Влияние общения родителей с детьми на их полноценное развитие. Навыки эффективной коммуникации. Создание в семье атмосферы защищенности, тепла и любви (3 класс)

апрель

Семинар-практикум

Педагог-психолог МисакН.Н.

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

II ступень – «Мой ребенок – подросток»

для родителей учащихся V-IX классов

Темы занятий, перечень изучаемых вопросов

Сроки проведения

Форма

проведения

Ответственные

1

Адаптация ребенка в новом коллективе.

Формирование нового учебного коллектива 5 класса. Адаптация ребенка в новой среде. Трудности адаптации пятиклассников к школе (5 класс)

сентябрь

Семинар-практикум

Педагог-психолог Мисак Н.Н.

2

Семья как персональная микросреда жизни и развития ребенка. Нравственные и культурные ценности семьи.

Ребенок и удовлетворение его потребностей в семье. Психолого-педагогические факторы развития и воспитания ребенка в семье. Типы семейного воспитания и их характеристика. Проблемы нравственного воспитания детей в семье. Нравственные традиции и обычаи. Ценности семьи как основа воспитания ребенка

(6 класс)

сентябрь

Лекция

Педагог-психолог Мисак Н.Н.

3

Психологические и физиологические особенности семиклассников.

Возрастные особенности 13 14-летних подростков. Специфика развития внимания, памяти, мышления. Половое созревание. Здоровье школьника и его успехи в учёбе (7 класс)

сентябрь

Лекция

Педагог-психолог Мисак Н.Н.

4

Портрет современного подростка.

Индивидуальные особенности подростка и характерные возрастные черты. Ключевые переживания возраста. Личностные особенности и особенности общения. Возможные проблемы, внешние и внутренние конфликты, отношение к учебе (9 класс)

сентябрь

Лекция

Педагог-психолог Мисак Н.Н.

5

Жизненные цели подростков.

Цели подросткового периода. Постановка целей и их достижение.

Успеваемость в школе как один из факторов успешного достижения целей (8 класс)

октябрь

Беседа

Педагог-психолог Мисак Н.Н.

6

. Ребенок среди сверстников

Детский коллектив и его значение в развитии личности школьника. Потребности ребенка в признании и самореализации. Проблемы лидерства. Развитие способности к сотрудничеству как предпосылка успешности в жизни. Как помочь ребенку в налаживании отношений со сверстниками (5 класс)

ноябрь

Беседа

Педагог-психолог Мисак Н.Н.

7

Агрессия, её причины и последствия.

Формы агрессивного поведения подростков. Причины агрессивности и ее влияние на взаимодействие подростка с окружающими людьми.

Возможные способы преодоления агрессивности в поведении подростка. Рекомендации для родителей по профилактике и коррекции агрессивного поведения подростка (9 кл.)

ноябрь

Беседа

Педагог-психолог Мисак Н.Н.

8

Профилактика проблемного поведения подростков.

Отклоняющееся поведение подростков. Формы аддиктивного (зависимого) поведения подростков (курение, алкоголизм, наркомания и др.). Причины зависимого поведения. Профилактика зависимостей в подростковой среде. Роль родителей в предупреждении отклоняющегося поведения подростков. (6 класс)

декабрь

Психологи-ческий тренинг

Педагог-психолог Мисак Н.Н.

9

Как уберечь подростка от насилия.

Насилие и безопасность наших детей. Виды насилия. Анализ проблемных ситуаций. Профилактика основных рисков. Особенности виктимного поведения (поведения «жертвы») (8 класс)

декабрь

Семинар

Педагог-психолог Мисак Н.Н.

10

Ваш ребенок вырос.

Особенности младшего подросткового возраста. Физическое, психическое и социальное развитие младших подростков. Общение подростков со сверстниками и взрослыми. Трудности и риски младшего подросткового возраста (5 класс)

февраль

Лекция

Педагог-психолог Мисак Н.Н.

11

Правила поведения с подростками: особенности переходного возраста

Жизнь семьи с ребенком-подростком: борьба принципов или поиски компромиссов. Психологический климат в семье.

Родительский авторитет. Как его приобрести и как не потерять. Правила взаимодействия с подростком (7 класс)

февраль

Дискуссия

Педагог-психолог Мисак Н.Н.

12

Формирование здорового образа жизни: вредные привычки и как им противостоять.

Подростковый возраст как фактор риска для возникновения вредных привычек и зависимостей. Формирование у подростков потребности в здоровом образе жизни, ответственности за своё здоровье. Профилактика вредных привычек (9 класс)

февраль

Лекция

Педагог-психолог Мисак Н.Н.

13

Безопасность подростков в сети Интернет.

Виртуальная реальность: возможности и опасности. Основные правила медиабезопасности для родителей и подростков. Профилактика интернет-рисков. Как уберечь ребенка от опасностей в социальных сетях (6 класс)

март

Дискуссия

Педагог-психолог Мисак Н.Н.

14

Осторожно: суицид.

Суицид среди несовершеннолетних. Виды и причины. Мотивы суицидального поведения у подростков.Индикаторы суицидального риска.

Профилактика суицидального поведения (8 класс)

 

 

март

Беседа

Педагог-психолог Мисак Н.Н.

15

Как повысить учебную мотивацию подростков.

Отношение подростков к обучению. Потеря интереса к учебе у подростков – что делать и как избежать. Причины снижения учебной мотивации в подростковом возрасте.Как заинтересовать подростка обучением?Мотивация на успех (7 класс)

апрель

Беседа

Педагог-психолог Мисак Н.Н.

16

Профессиональная ориентация девятиклассниковКак помочь подростку выбрать профессию?

Профессиональные намерения и возможности учащихся. Влияние семьи на выбор профессии подростком. Как родители могут поддержать ребенка при выборе профессии?Знакомство родителей обучающихся с результатами диагностики склонностей, способностей и профессиональных интересов подростков (9 кл)

апрель

Семинар

Педагог-психолог Мисак Н.Н.

17

Культура поведения в конфликтных ситуациях.

Понятие «конфликт». Супружеские ссоры и конфликты. Развод как психотравмирующий фактор. Последствия развода для супругов и детей.

Семейные конфликты в диаде «родители-дети», причины их возникновения. Стратегии поведения в конфликте, способы преодоления и профилактика детско-родительских конфликтов.

Школьные конфликты. Культура поведения взрослых и детей при возникновении школьных конфликтов (8 класс)

май

Семинар

Педагог-психолог Мисак Н.Н.

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

III ступень – «Мой ребенок – старшеклассник»

для родителей учащихсяX-XI  классов

Темы занятий, перечень изучаемых вопросов

Сроки проведения

Форма

проведения

Ответственные

1

Как помочь старшекласснику в профессиональном самоопределении?

Определение профессиональных склонностей и способностей старшеклассников. Факторы, влияющие на выбор профессии. Роль родителей в процессе выбора профессии и самоопределении старшеклассника. Приоритеты старшеклассников в выборе профессии. Профессиональные династии.

Помощь старшеклассникам в выборе будущей профессии (11 класс)

октябрь

Семинар

Педагог-психолог Мисак Н.Н.

2

Первая любовь в жизни вашего ребенка.

Особенности юношеской любви. Культура поведения влюбленных. Как помочь, а не навредить взрослеющему ребёнку (10 класс)

ноябрь

Дискуссия

Педагог-психолог Мисак Н.Н.

3

Как уберечь ребенка от зависимостей?

Зависимое поведение, его причины, факторы риска. Формирование зависимости.

Виды угроз, представляющих опасность для жизни, физического, психического и нравственного здоровья и полноценного развития старшеклассника. Интернет-зависимость. Пути профилактики и преодоления: памятка для родителей (11 класс)

декабрь

Беседа

Педагог-психолог Мисак Н.Н.

4

Роль семьи в формировании репродуктивного здоровья юношей и девушек.

Репродуктивное здоровье юношей и девушек. Факторы риска для репродуктивного здоровья. Условия сохранения репродуктивного здоровья.

Отношения между юношами и девушками, любовь и сексуальные отношения.

Рискованное поведение молодежи. 

Стиль жизни и репродуктивное здоровье молодежи. Влияние семейного воспитания на формирование у подростков ценности репродуктивного здоровья (10 класс)

февраль

Беседа

Педагог-психолог Мисак Н.Н.

5

Как помочь старшекласснику обрести уверенность в себе?

Влияние застенчивости и неуверенности на учебные успехи старшеклассника. Пути преодоления застенчивости и неуверенности старшеклассника дома и в школе (10 класс)

апрель

Дискуссия

Педагог-психолог Мисак Н.Н.

6

Как помочь ребёнку в период подготовки к экзаменам?

Профилактика экзаменационного стресса. Факторы, усиливающие и снижающие тревогу. Как помочь старшекласснику справиться с тревогой (мнемотехники, приемы концентрации внимания и приемы расслабления в стрессовой ситуации).

Сотрудничество родителей и педагогов в период подготовки старшеклассников к экзаменам. Помощь в подготовке к экзаменам: правила для родителей выпускников. Режим учебного труда и отдыха в экзаменационный период (11 класс)

май

Семинар

Педагог-психолог Мисак Н.Н.

 

свернуть

Положение о Родительском университете

Положение о родительском университете
  1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение разработано на основании инструктивно-методического письма Министерства образования Республики Беларусь «Особенности организации социальной, воспитательной и идеологической работы в учреждениях общего среднего образования в 2023/2024 учебном году» и определяет условия, порядок организации, направления деятельности, структуру родительского университета.

1.2. Родительский университет создан для развития взаимопонимания, сотрудничества семьи и школы.

1.3. Родительский университет осуществляет свою деятельность в соответствии с нормативными документами и методическими рекомендациями Министерства образования Республики Беларусь и настоящим Положением.

1.4. Создание родительского университета не приводит к изменению организационно-правовой формы, типа и вида учреждения образования, в его Уставе не фиксируется.

1.5.   Работу  родительского университета организует директор, заместитель директора по воспитательной (учебно-воспитательной) работе, классные руководители, педагог-психолог, педагог социальный привлекая ресурсы (кадровые и информационные) района.

1.6.  Общую координацию деятельности родительского университета осуществляет  заместитель директора по воспитательной (учебно-воспитательной) работе, либо в случае его отсутствия директор учреждения образования.

 

  1. Цели, задачи и направления деятельности родительского университета, ступени реализации и формы проведения занятий

2.1. Целью создания родительского университета является:

создание условий способствующих психологическому просвещению родителей, ознакомлению с информацией по различным вопросам воспитания посредствам реализации республиканского проекта «Родительский университет».

2.2. Задачи:

построить систему непрерывного психолого-педагогического диалога с семьей о проблемах развития, обучения и воспитания личности ребенка;

организовать эффективное сотрудничество с родителями (законными представителями);

повысить мотивацию родителей учиться родительству, содействовать развитию навыков родительского самообразования, ключевых компетенций родителей;

повысить социально-педагогическую, психологическую, правовую культуру родителей;

пропагандировать позитивный образов семьи, отца, матери, родного дома, формирование чувства Родины через изучение истории своего рода, родного края, своей страны;

содействовать воспитанию истинных граждан своей страны, настоящих тружеников, ответственных членов семьи;

формировать ценностно-смысловые основы родительства;

актуализировать чувства ответственности за выполнение родительских функций;

формировать и развивать психолого-педагогические компетенции родителей в области семейного воспитания(формировать знания о семейной психологии, детско-родительских отношениях, возрастных особенностях детей, формировать гармоничные семейные отношения, навыки конструктивного взаимодействия с детьми и др.), содействовать развитию навыков самообразования родителей;

обеспечивать целенаправленную работу по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства, снижению риска конфликтных ситуаций и кризисных состояний, возникновению затруднений в семейном воспитании, оказывать своевременную психолого-педагогическую и информационную помощь семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию.

2.3. Основные направления деятельности родительского университета

-       организация психолого-педагогического просвещения родителей по различным аспектам семейного воспитания:

-       правовое: о возможностях, правах и обязанностях в осуществлении образовательных потребностей семьи;

-       психолого-педагогическое: о методах и формах воспитания, обучения ребенка;

-       гражданское: о путях развития образования, школы.

-       консультирование родителей по юридическим, психолого-педагогическим и другим проблемам;

-       научно-методическое обеспечение формирования психолого-педагогической компетентности родителей в области воспитания и развития детей с учетом социокультурных традиций, современных проблем и особенностей развития общества;

-       расширение воспитательного и творческого потенциала родителей и семьи в целом;

-       организация и осуществление выставочной деятельности по пропаганде эффективных технологий воспитания;

-       построение системы распространения эффективного педагогического опыта;

-       трансляция деятельности родительского университета на сайте учреждения;

-       взаимодействие с другими родительскими университетами.

2.4. Три ступени в реализации родительского университета

I ступень – «Мой ребенок – младший школьник» - для родителей учащихся I-IV классов учреждений общего среднего образования,

II ступень «Мой ребенок – подросток» - для родителей учащихся V-IX классов учреждений общего среднего образования,

III ступень «Мой ребенок – старшеклассник» - для родителей учащихся X-XI классов учреждений общего среднего образования.

2.5. Формы проведения занятий

традиционные (лекции, беседы, конференции, круглые столы, дискуссии, семинары-практикумы, мастер-классы, психологические тренинги, индивидуальные беседы и консультации, опросы родителей по различной тематике, обмен опытом работы и т.д.);

дистанционные (вебинары, форумы, on-line консультации, размещение информации по актуальным вопросам семейного воспитания на сайте школы, работа на горячей линии учреждения образования, участие в создании рекламных буклетов, листовок, оформление стендов, анкетирование родителей, оформление уголка педагога-психолога (при возможности в каждом классе); привлечение родителей к участию в тематических выставках и других мероприятиях).

 

  1. Условия, порядок создания и управление родительским университетом

3.1. Условия создания родительского университета:

создается на базе учреждений общего среднего образования Брестского района;

создается  на основании  приказа директора учреждения общего среднего образования и настоящего Положения;

координирует деятельность родительского университета заместитель директора по воспитательной (учебно-воспитательной) работе, в случае его отсутствия директор учреждения образования;

реализуется в каждом классе с законными представителями учащихся;

за реализацию родительского университета в каждом классе отвечает классный руководитель;

занятия проводятся не менее одного раза в четверть;

родительский университет может реализовываться в очной и в дистанционной форме, в случае ухудшения эпидемиологической ситуации только в дистанционной форме;

на школьном интернет – сайте создается раздел (подраздел) «Родительский университет»;

3.2. Координатор родительского университета:

  • несёт ответственность за эффективность деятельности родительского университета;
  • координирует деятельность родительского университета;
  • осуществляет взаимодействие с классными руководителями, социальными педагогами, педагогами-психологами;
  • подписывает все документы, касающиеся деятельности родительского университета, в пределах своей компетенции;
  • ведёт в установленном порядке делопроизводство, при необходимости составляет отчётную документацию и представляет по запросу соответствующих государственных органов сведения о реализации мероприятий родительского университета;
  • в целях реализации поставленных задач родительский университет взаимодействует с заинтересованными лицами, организациями, осуществляющими научно-методическое обеспечение общего среднего образования.

 

3.4. Родительский университет может реализовываться на основании подготовленной программы учёными Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка, либо самостоятельно

планирует свою деятельность и определяет перспективы развития.

3.6. Деятельность родительского университета осуществляется в соответствии с данным Положением и планом работы родительского университета.

3.7. В конце учебного года координатор может предоставить педагогическому коллективу, учебно-методическим формированиям информацию об эффективности, результативности реализации мероприятий плана родительского университета.

3.8.Основанием для начала и прекращения деятельности родительского университета являются методические рекомендации Министерства образования Республики Беларусь об организации социальной, воспитательной и идеологической работе, либо иной нормативный, правовой документ Министерства образования Республики Беларусь.

 

  1. Структура родительского университета.

4.1. Структуру родительского университета определяет и утверждает директор учреждения образования.

4.2. Родительский университет может использовать в работе следующие помещения, необходимые для обеспечения его деятельности –  учебные кабинеты, компьютерные классы, методические кабинеты, библиотеки и др.

4.3. Классные руководители организовывают мероприятия родительского университета в рамках часов организационно-воспитательной работы.

 

  1. Документация

-       приказ учреждения общего среднего образования об организации работы родительского университета на базе учреждения общего среднего образования района;

-       Положение о родительском университете;

-       план работы на учебный год;

-       методические материалы, проекты, разработки, фотоотчеты и другие материалы, создаваемые в рамках работы родительского университета (размещаются на сайте учреждения образования, хранятся в электронном варианте).

 

  1. Порядок внесения изменений и (или) дополнений в Положение

6.1. В настоящее Положение могут быть внесены необходимые изменения и (или) дополнения в установленном законодательством порядке.

свернуть

План работы на 2024/2025 учебный год по приобщению родителей и детей к изучению культуры и традиций белорусского народа

Месяц

Работа с детьми

Работа с педагогами

Работа с родителями

Сентябрь

Беседа “Обряды и традиции белорусского народа”

 

Беседа “Адкуль мой род”

 

Создание картотеки “Народный календарь”

Консультация “Приобщение детей к белорусским обрядам и традициям”

Октябрь

Посещение этнографического уголка в Радваничском СДК

 

Проведение праздников ко Дню Матери и Дню отца

Консультация “Беларускія святы. Гадавое кола беларускіх народных свят”

 

Ноябрь

Разучивание местных песен и танца к обряду «Багач»

Изучение и подбор материала к фольклорному празднику “Багач”

Помощь в организации и проведении фольклорного праздника “Багач”

 

Проведение фольклорного праздника “Багач”

 

Декабрь

Разучивание народных игр к зимним праздникам

 

Просмотр мультфильма “Легенды Радваніцкага краю”

 

Создание мультфильма “Легенды Радваніцкага краю”

Январь

Беседа “Каляды”

 

Разучивание калядных песен

 

Консультация “Приобщение детей к белорусской культуре”

 

Консультация “Значэнне беларускай мовы ў выхаванні дзяцей”

 

Февраль

Беседа “Народные умельцы нашего края”

 

Мастер-классы с участием народных умельцев

 

Организация и проведение праздника “Масленічныя падарункі”

 

Участие родителей в конкурсно-игровой программе к фольклорному празднику “Масленічныя падарункі”

 

Март

Круглый стол “Что мы знаем о белорусской кухне?”

Организация и проведение мероприятия “Беларускія прысмакі”

Приготовление и презентация традиционных белорусских блюд к мероприятию “Беларускія прысмакі”

 

Гасцёўня “Беларускія прысмакі”

Апрель

Беседа “Чысты чацвер і Вялікдзень”

 

Игра-путешествие “Этнаграфічныя мясціны Беларусі”

 

 

 

 

Консультация «Народны фальклор як сродак фарміравання інтарэса да роднай мовы і развіцця моўных здольнасцей у школьнікаў»

Встреча с настоятелем храма св. Матроны Московской иереем Александром «Пасхальные традиции»

Май

Беседа “Прыкметы і павер’і Радваніцкага краю”

Создание сборника “Прыкметы і павер’і Радваніцкага краю”

свернуть
поделиться в: