План Родительского университета
План работы Родительского университета
ГУО «Средняя школа д. Большие Радваничи»
на 2024/2025 учебный год
Цель Родительского университета –повышение педагогической и психологической культуры родителей, формирование ответственного, позитивного родительства. Университет педагогических знаний для родителей должен способствовать установлению контактов родителей со школой, взаимодействию родителей и педагогов в воспитании, развитии и социализации ребенка.
Основные задачи Родительского университета:
- формировать ценностно-смысловые основы родительства; актуализировать чувство ответственности за выполнение родительских функций;
- формировать и развивать психолого-педагогические компетенции родителей в области семейного воспитания(формировать знания о семейной психологии, детско-родительских отношениях, возрастных особенностях детей, формировать гармоничные семейные отношения, навыки конструктивного взаимодействия с детьми и др.), содействовать развитию навыков самообразования родителей;
- обеспечить целенаправленную работу по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства, снизить риск конфликтных ситуаций и кризисных состояний, возникновения затруднений в семейном воспитании, оказать своевременную психолого-педагогическую и информационную помощь семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию;
- организовать эффективное сотрудничество и партнерство родителей обучающихся и учреждения образования и т.д.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
I ступень – «Мой ребенок – младший школьник»
для родителей учащихся I-IVклассов
№ |
Темы занятий, перечень изучаемых вопросов |
Сроки проведения |
Форма проведения |
Ответственные |
1. |
. Адаптация учащихся в 1-м классе. Физиологическая, психологическая и социальная адаптация обучающихся к школе. Причины социально-психологической дезадаптации. Помощь ребенку в адаптации к школе (1 класс) |
сентябрь |
Лекция |
Педагог-психолог Мисак Н.Н. |
2. |
Возрастные психофизиологические особенности учащихся 4-х классов. Познавательная рефлексия: способность осознать причины учебных неудач и успехов. Формирование произвольности познавательных процессов: внимания, памяти. Личностные особенности младших школьников.(4кл) |
сентябрь |
Лекция |
Педагог-психолог Мисак Н.Н. |
3. |
Психологические и физиологические особенности третьеклассников. Специфика развития восприятия, внимания, памяти, мышления у младших школьников. Особенности межличностного общения. Самооценка младших школьников (3 кл) |
декабрь |
Семинар-практикум |
Педагог-психолог Мисак Н.Н. |
4. |
Влияния семьи на эмоциональное состояние ребенка. Семейное благополучие и семейное неблагополучие. Факторы, причины и индикаторы семейного неблагополучия. Семьи со скрытой формой неблагополучия. Влияние внутрисемейных отношений на развитие личности и психическое здоровье ребенка (2 класс) |
февраль |
Лекция |
Педагог-психолог Мисак Н.Н. |
5. |
Ребенок и компьютер. Компьютер дома: польза или вред? Компьютерные игры. Влияние компьютера на организм и личность ребенка. Плюсы и минусы использования компьютера школьником. Как правильно организовать работу школьника за компьютером. Сохранение здоровья ребенка при работе за компьютером (4 класс) |
февраль |
Дискуссия |
Педагог-психолог Мисак Н.Н. |
6. |
Положительные эмоции в жизни школьника. Эмоции в нашей жизни. Значение эмоционально-чувственной сферы для формирования полноценной личности. Рекомендации родителям по развитию положительных эмоций ребенка (1 класс) |
апрель |
Семинар-практикум |
Педагог-психолог Мисак Н.Н. |
7. |
Эффективное общение в семье – залог успеха школьника. Сущность семейного общения. Семья как система межличностных взаимодействий. Общение как процесс взаимовлияния. Особенности семейного общения. Культура семейного общения. Влияние общения родителей с детьми на их полноценное развитие. Навыки эффективной коммуникации. Создание в семье атмосферы защищенности, тепла и любви (3 класс) |
апрель |
Семинар-практикум |
Педагог-психолог МисакН.Н. |
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
II ступень – «Мой ребенок – подросток»
для родителей учащихся V-IX классов
№ |
Темы занятий, перечень изучаемых вопросов |
Сроки проведения |
Форма проведения |
Ответственные |
1 |
Адаптация ребенка в новом коллективе. Формирование нового учебного коллектива 5 класса. Адаптация ребенка в новой среде. Трудности адаптации пятиклассников к школе (5 класс) |
сентябрь |
Семинар-практикум |
Педагог-психолог Мисак Н.Н. |
2 |
Семья как персональная микросреда жизни и развития ребенка. Нравственные и культурные ценности семьи. Ребенок и удовлетворение его потребностей в семье. Психолого-педагогические факторы развития и воспитания ребенка в семье. Типы семейного воспитания и их характеристика. Проблемы нравственного воспитания детей в семье. Нравственные традиции и обычаи. Ценности семьи как основа воспитания ребенка (6 класс) |
сентябрь |
Лекция |
Педагог-психолог Мисак Н.Н. |
3 |
Психологические и физиологические особенности семиклассников. Возрастные особенности 13 14-летних подростков. Специфика развития внимания, памяти, мышления. Половое созревание. Здоровье школьника и его успехи в учёбе (7 класс) |
сентябрь |
Лекция |
Педагог-психолог Мисак Н.Н. |
4 |
Портрет современного подростка. Индивидуальные особенности подростка и характерные возрастные черты. Ключевые переживания возраста. Личностные особенности и особенности общения. Возможные проблемы, внешние и внутренние конфликты, отношение к учебе (9 класс) |
сентябрь |
Лекция |
Педагог-психолог Мисак Н.Н. |
5 |
Жизненные цели подростков. Цели подросткового периода. Постановка целей и их достижение. Успеваемость в школе как один из факторов успешного достижения целей (8 класс) |
октябрь |
Беседа |
Педагог-психолог Мисак Н.Н. |
6 |
. Ребенок среди сверстников Детский коллектив и его значение в развитии личности школьника. Потребности ребенка в признании и самореализации. Проблемы лидерства. Развитие способности к сотрудничеству как предпосылка успешности в жизни. Как помочь ребенку в налаживании отношений со сверстниками (5 класс) |
ноябрь |
Беседа |
Педагог-психолог Мисак Н.Н. |
7 |
Агрессия, её причины и последствия. Формы агрессивного поведения подростков. Причины агрессивности и ее влияние на взаимодействие подростка с окружающими людьми. Возможные способы преодоления агрессивности в поведении подростка. Рекомендации для родителей по профилактике и коррекции агрессивного поведения подростка (9 кл.) |
ноябрь |
Беседа |
Педагог-психолог Мисак Н.Н. |
8 |
Профилактика проблемного поведения подростков. Отклоняющееся поведение подростков. Формы аддиктивного (зависимого) поведения подростков (курение, алкоголизм, наркомания и др.). Причины зависимого поведения. Профилактика зависимостей в подростковой среде. Роль родителей в предупреждении отклоняющегося поведения подростков. (6 класс) |
декабрь |
Психологи-ческий тренинг |
Педагог-психолог Мисак Н.Н. |
9 |
Как уберечь подростка от насилия. Насилие и безопасность наших детей. Виды насилия. Анализ проблемных ситуаций. Профилактика основных рисков. Особенности виктимного поведения (поведения «жертвы») (8 класс) |
декабрь |
Семинар |
Педагог-психолог Мисак Н.Н. |
10 |
Ваш ребенок вырос. Особенности младшего подросткового возраста. Физическое, психическое и социальное развитие младших подростков. Общение подростков со сверстниками и взрослыми. Трудности и риски младшего подросткового возраста (5 класс) |
февраль |
Лекция |
Педагог-психолог Мисак Н.Н. |
11 |
Правила поведения с подростками: особенности переходного возраста Жизнь семьи с ребенком-подростком: борьба принципов или поиски компромиссов. Психологический климат в семье. Родительский авторитет. Как его приобрести и как не потерять. Правила взаимодействия с подростком (7 класс) |
февраль |
Дискуссия |
Педагог-психолог Мисак Н.Н. |
12 |
Формирование здорового образа жизни: вредные привычки и как им противостоять. Подростковый возраст как фактор риска для возникновения вредных привычек и зависимостей. Формирование у подростков потребности в здоровом образе жизни, ответственности за своё здоровье. Профилактика вредных привычек (9 класс) |
февраль |
Лекция |
Педагог-психолог Мисак Н.Н. |
13 |
Безопасность подростков в сети Интернет. Виртуальная реальность: возможности и опасности. Основные правила медиабезопасности для родителей и подростков. Профилактика интернет-рисков. Как уберечь ребенка от опасностей в социальных сетях (6 класс) |
март |
Дискуссия |
Педагог-психолог Мисак Н.Н. |
14 |
Осторожно: суицид. Суицид среди несовершеннолетних. Виды и причины. Мотивы суицидального поведения у подростков.Индикаторы суицидального риска. Профилактика суицидального поведения (8 класс)
|
март |
Беседа |
Педагог-психолог Мисак Н.Н. |
15 |
Как повысить учебную мотивацию подростков. Отношение подростков к обучению. Потеря интереса к учебе у подростков – что делать и как избежать. Причины снижения учебной мотивации в подростковом возрасте.Как заинтересовать подростка обучением?Мотивация на успех (7 класс) |
апрель |
Беседа |
Педагог-психолог Мисак Н.Н. |
16 |
Профессиональная ориентация девятиклассников. Как помочь подростку выбрать профессию? Профессиональные намерения и возможности учащихся. Влияние семьи на выбор профессии подростком. Как родители могут поддержать ребенка при выборе профессии?Знакомство родителей обучающихся с результатами диагностики склонностей, способностей и профессиональных интересов подростков (9 кл) |
апрель |
Семинар |
Педагог-психолог Мисак Н.Н. |
17 |
Культура поведения в конфликтных ситуациях. Понятие «конфликт». Супружеские ссоры и конфликты. Развод как психотравмирующий фактор. Последствия развода для супругов и детей. Семейные конфликты в диаде «родители-дети», причины их возникновения. Стратегии поведения в конфликте, способы преодоления и профилактика детско-родительских конфликтов. Школьные конфликты. Культура поведения взрослых и детей при возникновении школьных конфликтов (8 класс) |
май |
Семинар |
Педагог-психолог Мисак Н.Н. |
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
III ступень – «Мой ребенок – старшеклассник»
для родителей учащихсяX-XI классов
№ |
Темы занятий, перечень изучаемых вопросов |
Сроки проведения |
Форма проведения |
Ответственные |
1 |
Как помочь старшекласснику в профессиональном самоопределении? Определение профессиональных склонностей и способностей старшеклассников. Факторы, влияющие на выбор профессии. Роль родителей в процессе выбора профессии и самоопределении старшеклассника. Приоритеты старшеклассников в выборе профессии. Профессиональные династии. Помощь старшеклассникам в выборе будущей профессии (11 класс) |
октябрь |
Семинар |
Педагог-психолог Мисак Н.Н. |
2 |
Первая любовь в жизни вашего ребенка. Особенности юношеской любви. Культура поведения влюбленных. Как помочь, а не навредить взрослеющему ребёнку (10 класс) |
ноябрь |
Дискуссия |
Педагог-психолог Мисак Н.Н. |
3 |
Как уберечь ребенка от зависимостей? Зависимое поведение, его причины, факторы риска. Формирование зависимости. Виды угроз, представляющих опасность для жизни, физического, психического и нравственного здоровья и полноценного развития старшеклассника. Интернет-зависимость. Пути профилактики и преодоления: памятка для родителей (11 класс) |
декабрь |
Беседа |
Педагог-психолог Мисак Н.Н. |
4 |
Роль семьи в формировании репродуктивного здоровья юношей и девушек. Репродуктивное здоровье юношей и девушек. Факторы риска для репродуктивного здоровья. Условия сохранения репродуктивного здоровья. Отношения между юношами и девушками, любовь и сексуальные отношения. Рискованное поведение молодежи. Стиль жизни и репродуктивное здоровье молодежи. Влияние семейного воспитания на формирование у подростков ценности репродуктивного здоровья (10 класс) |
февраль |
Беседа |
Педагог-психолог Мисак Н.Н. |
5 |
Как помочь старшекласснику обрести уверенность в себе? Влияние застенчивости и неуверенности на учебные успехи старшеклассника. Пути преодоления застенчивости и неуверенности старшеклассника дома и в школе (10 класс) |
апрель |
Дискуссия |
Педагог-психолог Мисак Н.Н. |
6 |
Как помочь ребёнку в период подготовки к экзаменам? Профилактика экзаменационного стресса. Факторы, усиливающие и снижающие тревогу. Как помочь старшекласснику справиться с тревогой (мнемотехники, приемы концентрации внимания и приемы расслабления в стрессовой ситуации). Сотрудничество родителей и педагогов в период подготовки старшеклассников к экзаменам. Помощь в подготовке к экзаменам: правила для родителей выпускников. Режим учебного труда и отдыха в экзаменационный период (11 класс) |
май |
Семинар |
Педагог-психолог Мисак Н.Н. |